14 октября 2018 года, на Покров, совершилось радостное и долгожданное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск. На вопросы нашего корреспондента ответил настоятель храма протоиерей Феодор (Повный).
- Отец Феодор, поздравляем Вас с долгожданным событием – освящением храма, которое совершил на Покров Святейший Патриарх.
- Благодарю Вас за поздравление. Освящение главного престола Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших – это кульминационный момент. Момент, означающий завершение этапа строительства и начало литургической жизни храма. Воспринимаю все, что было сделано, как доверие Бога, а себя мыслю орудием в руках Господних. Плодотворное завершение дела всегда приносит удовлетворение и мотивирует делать еще больше. Конечно, в тот день меня переполняли чувства, подобные тем, которые ощущает выпускник университета. Позади долгие годы решения сложных задач, впереди – большие перспективы. С момента Великого освящения храм стал Божиим домом, а его престол – подножием ног Господа. Святейший Патриарх Кирилл назвал храм прекрасным, монументальным, действительно являющим собой памятник, воздвигнутый в честь героев, боровшихся за свободу нашего Отечества. Присутствовало множество гостей: дипломатический корпус, представители государства. Были приглашены все, кто трудился при строительстве Храма-памятника, помогал пожертвованиями, кто всячески содействовал воплощению проекта.
- Храм-памятник – это грандиозное сооружение с глубокой, продуманной идеей. Расскажите, хотя бы вкратце, о его концепции и художественном решении.
- Я вывел такую формулу: выстоит тот народ, который чтит память своих героев, помнит свой род и почитает Бога. Это, пожалуй, главная идея Храма-памятника. Он посвящен всем святым, а не конкретному святому или евангельскому событию. Таким образом мы чтим память безымянных героев, людей, честно выполнивших свой долг, честных и работящих мужчин и женщин, стариков и детей, которые безвинно, с достоинством человека погибали от рук неприятеля. Их имена, к сожалению, стерты пламенем войн, ошибками истории и давностью лет. Идея молитвы за предков, идея нашей благодарности прадедам, чьи жизни не оборвались, но продолжились в вечности Воскресения Христова, воплощена в архитектурном облике, в убранстве, в символике деталей Храма-памятника. Храм шатровый, он как бы взмывает в небо – как наша молитва. Он сияет под облаками золотым крестом, словно свеча, горящая за весь белорусский народ. Каждая из пяти золотых главок храма имеет свое посвящение. Центральная посвящена Господу, главка на колокольне – всем святым, боковые – жертвам лихолетий и павшим воинам, а самая маленькая – погибшим детям. Храмовое пространство представлено тремя престолами: главным – в честь Всех святых и двумя приделами: верхний освящен в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», а нижний – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Под главным престолом, в подземной части храма, находится крипта. В ней покоятся останки воинов трех кровопролитных войн, а в ониксовых нишах хранится земля с мест сражений и мест гибели наших соотечественников. Если храм по своей сути предполагает присутствие главным образом православных верующих, хотя и открыт для всех, то крипта – это некое пространство, где любой гражданин Земли может помянуть своих близких, почтить память соотечественников. В этом контексте Храм-памятник объединяет наш народ и простирает свою идею дальше. Белорусы – часть большого мира, полноправные участники исторических процессов. Эта идея отражена и в росписи главного храмового пространства, где все белорусские святые представлены в соборе всех святых, в полноте Церкви Христовой. Мы вместе, едиными устами, славим Христа, проповедуем Его учение, исполняем Его заповеди, вместе молимся о мире всего мира. И эта молитва, как никогда, актуальна сегодня, в наше время, среди наших братьев и сестер, гонимых в этой вере.
- В благоукрашении храма приняли значимое участие мастера из Палеха. Какие работы выполнил «Палехский иконостас»? Поделитесь опытом работы с этой мастерской.
- С мастерской «Палехский иконостас» наше сотрудничество началось в 2009 году, когда мы готовились к сдаче первой очереди строительства, в которую входили крипта и нижний придел. Нижний боковой придел – это небольшой, камерный храм, который посвящен Усекновению главы, а если выразиться современным языком – безвинной насильственной смерти последнего пророка – Иоанна Предтечи. Храм, образно выражаясь, мужской, поминальный. В его интерьере важно было воплотить единый художественный замысел, который не дробил бы его восприятие на отдельные части, как это нередко бывает: иконостас сам по себе, росписи сами собой, иконы, оклады – это своя жизнь. Обычно эти работы выполняют разные мастерские, поэтому такая эклектика появляется в убранстве храма. Мы были рады найти этого удивительного исполнителя – мастерскую «Палехский иконостас», который смог в едином ключе решить все храмовое пространство. Для них это был первый опыт такого комплексного подхода, и, на мой взгляд, он не оказался «комом», как говорят в народе. Нас привлек к работе с этой мастерской и тот факт, что Палех имеет древние традиции иконописи. Мы поставили задачу и вместе с мастерами успешно справились с ней. В этом приделе использовалось красное дерево, росписи выполнены в желто-оливковых тонах, минимум золочения. Связующие компоненты сюжетов стенописи – сцены из жития Иоанна Предтечи. Работать с мастерской было интересно, потому что работа была творческой. Художники слышали и понимали наши пожелания, искали решения, по много раз переделывали эскизы. Было видно, что они увлечены. И совершенно логично, что мы продолжили сотрудничество.
- Следующей задачей стало благоустройство верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали»?
- Этот придел получился великолепным: светлым, в мягко-голубом колорите, радостным, я бы сказал – акафистным по настроению. В нем создана умиротворяющая атмосфера. В убранстве словно отражена суть души Богоматери: сострадающей, нежной, тонкой, изящной. Когда мы работали над этим приделом, то поняли, что с нами трудятся художники, которые способны быть разными, творить в различных манерах, не навязывать свое, но прислушиваться к нам. Затем перед нами встала самая сложная задача: главное храмовое пространство. По объему работ оно было раза в 2–3 больше предыдущих. Это пространство надо было не просто заполнить, но объединить темой собора всех святых. Художникам предстояла сложнейшая колористическая задача: тон интерьеру задавал уже поставленный фаянсовый иконостас бело-розово-фиолетовых тонов, бликующий, играющий на свету золочением. Но теперь мы были уверены в мастерах и знали, что такая задача им по силам.
- Сколько времени заняла работа над каждой из частей храма?
- Над исполнением росписи каждого придела мастера трудились приблизительно по году. А работа над главным храмовым пространством началась практически сразу после освящения Богородичного придела, в 2015 году, и закончилась за несколько дней до Великого освящения храма. В эти сроки вошла подготовка эскизов, макета и картонов в полный размер. Представьте себе, какие сложные задачи! Над техническим же воплощением уже принятых мной эскизов художники работали достаточно быстро, за семь месяцев они расписали огромную площадь главного придела.
- Благодарим Вас, отец Феодор, за рассказ об этом интереснейшем храме. Надеюсь, мы еще поговорим об убранстве его главного пространства более подробно.
Беседовала Алина Сергейчук
Мастерская «Палехский Иконостас»
+7 (493) 342-28-91
iconostas@inbox.ru
iconostas.ru