Проектирование церковного здания имеет целый ряд особенностей, без учета которых невозможно избежать затруднений в ходе его дальнейшей эксплуатации.
- Проектировщик не принимает во внимание ход православного богослужения. Обычно так происходит, если проектировать храм берется человек, далекий от участия в церковной жизни. В результате появляются храмы с крошечными алтарями, где невозможно поместиться нескольким священнослужителям. Духовенство должно свободно передвигаться по храму: выходить на середину во время полиелея, в притвор – для совершения литии, обходить храм с каждением и т.п.
- Забвение о канонах православной архитектуры. Сегодня нередко строят храмы, не имеющие традиционных элементов церковного здания: сводов, парусов и т.п. Между тем, каждая деталь церковной архитектуры глубоко символична.
- В погоне за эффектностью забываются практические вопросы эксплуатации здания. Ошибка, противоположная предыдущей. Хорошо построить высокий храм, например, шатрового типа. Но важно продумать, как помещение будет отапливаться. Не будет ли тепло, а вместе с ним и приходской бюджет, улетать, как в трубу, куда-то под купол.
- Неправильный расчет числа богомольцев. При расчете площади, необходимой для каждого молящегося, важно учесть, что люди будут не только стоять, вытянувшись в струнку, но и кланяться, а в определенные моменты службы становиться на колени.
- Отсутствие условий для особых категорий прихожан. Лавочки для немощных, место, где можно оставить коляску, столик для пеленания младенцев, пандус для инвалидов-колясочников – не роскошь, а условие, без которого эти люди просто не смогут посещать храм.
- Оставление на потом вопросов акустики и вентиляции – мол, главное построить храм, а эти проблемы решатся по ходу его эксплуатации. Епархиальный архитектор Покровской епархии Андрей Иванов отмечает: «По идее, в проектировании храма, помимо архитектора, должен участвовать еще целый ряд специалистов: инженеры по отоплению, вентиляции, акустике, пожарной безопасности. Все эти люди важны. Но из-за экономии зачастую обходятся без них, приглашают только архитектора и конструктора. Заказывают проект в целом, а детали: отопление, вентиляцию, утварь – оставляют на потом».
- Игнорирование особенностей функционирования храма при оборудовании коммуникаций. А особенностей этих немало. В частности – горящие свечи и лампады. Андрей Иванов отмечает: «В храмах над отопительными радиаторами часто можно увидеть пятна черной копоти, которые бросаются в глаза на фоне белых стен или уродуют живопись. Они возникают из-за того, что в церковном воздухе содержится копоть от свечей (особенно если свечи в храме плохого качества). Стандартные современные радиаторы отопления провоцируют слишком высокую конвекцию, то есть слишком быстрый обмен воздуха. Из-за этого над ними очень быстро появляются черные полосы от оседающей из воздуха сажи». В промежутках между богослужениями помещение может часами оставаться практически пустым, а во время служб наполняться до отказа. Это следует учитывать, в частности, при оборудовании системы вентиляции, чтобы не тратить лишнюю электроэнергию в периоды, когда здание пустует.
- Отсутствие внимания к конструктивным особенностям церковной архитектуры при проектировании инженерных решений. В частности, из-за сложной формы помещения в храмах бывает сложно решить проблему с конденсатом в подкупольном пространстве. Решением проблемы может стать использование специальных вентиляционных клапанов, а еще лучше – грамотно построенной системы вентиляции с продуманными путями поступления в помещение свежего воздуха и выведения отработанного.
Подготовил Филипп Филатчев