Когда заходит речь о ювелирах Российской империи XIX столетия, большинство наших современников вспоминают о Карле Фаберже. Между тем, история знает и других выдающихся мастеров этой эпохи. Видное место среди них занимает династия Сазиковых.
Федор Ермолаевич и Павел Федорович Сазиковы, экономические (то есть государственные) крестьяне Богородского округа Московской губернии, приехали в Москву в 1796 году. К этому моменту отец и сын уже были профессиональными ювелирами и скопили своим трудом небольшой капитал. Об этом свидетельствует тот факт, что по прибытии в Первопрестольную они вышли из крестьянского сословия и приписались к купечеству, что требовало внесения определенного законом взноса. Став купцами третьей гильдии, Сазиковы повели свое дело, принимая заказы на изготовление окладов для икон, которые в то время были весьма востребованы. Ризы заказывали и для чтимых образов, находившихся в храмах, и для домашних икон. Не отказывались мастера и от создания изделий светской тематики. Вскоре они смогли нанять нескольких помощников, заложив основу мастерской, которая получила официальный статус фабрики в 1836 году.
Расцвету этой фабрики положил начало сын Павла Федоровича Игнатий, который обладал недюжинным организационным талантом, открытостью веяниям времени и интересом к родной старине. Чтобы ознакомиться с тонкостями ювелирного производства, Игнатий Павлович совершил путешествие за границу, после чего ввел на своей фабрике повышение квалификации мастеров, обучая их различным специальностям. Он преобразовал производство, где было уже несколько десятков работников, на основе разделения труда; стал применять паровой двигатель, машину для гильошировки и другие технические новшества. Сотрудничал с выдающимися художниками своего времени: Ф. Солнцевым, П. Клодтом, И. Витали. Это принесло свои плоды. В 1837 году фирма Сазикова получила статус Поставщика Двора Его Императорского Величества. В 1842 были открыты два фирменных магазина в Петербурге, на Невском проспекте. Современники называли Игнатия Сазикова «значительным фабрикантом, соединяющим в себе искусство художника с ремеслом промышленника».
В 1851 году на Первой Всемирной выставке в Лондоне русские ювелиры произвели настоящий фурор и получили высокую награду – гран-при. Они покорили мир нетривиальным подходом к работе: на международных выставках фирма Сазикова представила изделия, созданные по мотивам предметов быта отечественных крестьян. Столовую и кабинетную утварь украшали медведь-плясун с поводырем, молочница с деревянной бочкой, казачка, играющая на бандуре. Взор поражало искусство, с которым мастера передали в серебре различные фактуры: дерево, ткань и т.п. Так Сазиковы стали одними из основоположников русского стиля в ювелирном искусстве, который столь пышно расцвел чуть позже, в эпоху модерна. Впрочем, наряду с изделиями бытовой тематики мастера обратились и к «высокой» исторической теме: главным произведением коллекции стал двухметровой высоты канделябр, посвященный Куликовской битве. Центром скульптурной группы явился раненый в сражении Димитрий Донской, окруженный соратниками, принесшими Великому князю весть об одержанной его войском победе.
На Всероссийской выставке художественно-промышленных товаров 1861 года И. П. Сазиков представил еще более ошеломительные для того времени работы: чернильный прибор в виде крестьянского двора с избой, хозяйственными постройками, птицей и скотиной. За эту работу Сазикова называли «русским Бенвенуто Челлини».
В 1867 году Игнатий Павлович Сазиков был удостоен, ни больше, ни меньше, высшей награды Франции – Ордена Почетного Легиона, за вклад в мировое ювелирное искусство. Причиной этого стала удивительной красоты икона Смоленской Божией Матери в серебряном окладе, украшенном сапфирами, рубинами и эмалью, представленная на выставке в Париже. Создавая оклад, мастера применили исконно русские приемы эмальерного искусства, восходящие чуть ли не к домонгольскому периоду.
Стоит отметить, что фабрика Сазиковых создавала изделия различных направлений и художественного уровня. Производство выпускало вещи массового спроса, в частности, недорогие оклады для икон и серебряные столовые приборы. А ведущие мастера фирмы создавали уникальные предметы для Царского двора и домов русской аристократии, экспонаты для международных выставок.
Сын Игнатия Сазикова Павел сам был талантливым скульптором-серебряником, специализировавшимся на предметах церковной тематики. Среди его работ – «Голова Христа Спасителя», яшмовый потир в серебряной с позолотой отделке, созданный по собственному эскизу, утварь для Исаакиевского собора, выполненная в 1861 году по мотивам изображений старинных предметов, и даже оклад для знаменитого Остромирова Евангелия.
Алина Сергейчук