Церковное убранство из крымского камня

В горах Крыма добывается альминский камень – известняк теплого белого цвета. По прочности он близок к кирпичу, при этом достаточно мягок, что позволяет выполнять из него предметы храмового интерьера и украшать их выразительной резьбой. Утварь из этого материала востребована далеко за пределами Крыма, примером чего стала недавняя работа мастерской «Анфилада» в женском Свято-Троицком монастыре г. Пензы.

Таврида – окраина древнего Византийского мира. Здесь до сего дня сохранились остатки древних городов-полисов, таких, как столица княжества Феодоро на плато Мангупа. Здания этих городов отчасти построены из местного известняка, отчасти – вырублены прямо в его податливой, но долговечной породе. Здесь, среди Крымских гор, в мастерской «Анфилада», которой руководит протоиерей Димитрий Горякин, работают мастера, которые по крупицам возрождают эстетику древнего искусства резьбы по камню. Из-под их рук выходят иконостасы и престолы, киоты, надгробия... Вместе с резчиками по камню трудятся и кузнецы. Сочетание белого камня и матово поблескивающего кованого металла выглядит особенно выразительно.

Нижняя церковь собора Свято-Троицкого женского монастыря г. Пензы – камерная, невысокая. Такое пространство требует особенно деликатного решения интерьера. Белый одноярусный иконостас с ажурными коваными Царскими вратами, созданный мастерской «Анфилада», придал помещению легкости и света. В алтаре – престол и жертвенник, вырезанные из того же белого камня, что и алтарная преграда. Престол имеет непривычную взору современного человека древнюю форму с округлыми колоннами и четырехгранным основанием. Это основание украшено процветшим крестом – символом Воскресения, сделавшегося плодом Крестной Жертвы Спасителя. Резьба выполнена вручную. Иконостас украшает орнамент из райских лилий, розетки с восьмиконечными цветами-звездами, кресты-трилистники – каждая деталь имеет духовно-символическое значение, как это и должно быть в православном храме.

Работы по созданию убранства храма были выполнены мастерской «Анфилада» за пять месяцев. Художники разработали эскиз и проект, воплотили его в жизнь, изготовив в своей мастерской в Крыму все детали и смонтировав их на месте – в Пензе. Игумения монастыря матушка Александра и правящий архиерей, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим высоко оценили работу мастеров.

 

Елена Вишковская

Артель «Анфилада» Мастерская по изготовлению церковной утвари из камня +7 (978) 722-58-79 bakla3000@mail.ru artelstone.com