Там, где начинается Россия…

Недавно, под занавес 2018 года Стенописная артель «Радость» исполнила алтарную роспись нового российского Морского собора, построенного на территории Свято-Пантелеимонова монастыря в городе Петропавловск-Камчатский.

Полуостров Камчатка… Здесь начинается новый российский день. С дымящихся вершин камчатских сопок, если прищуриться, видны Америка и крохотная косоглазая Япония.

Веками русский дух обустраивал Камчатку. Бил назойливых англичан, одолевал приморскую циклопическую непогоду и океанические причуды. А ныне воздвиг дивный маяк Православия в память о погибших моряках и рыбаках, не вернувшихся на берег – Собор архистратига Михаила.

 

Вы не поверите, но на Камчатке все житейские понятия действительно меняются местами. Жизнь

камчадала – существование и образ мыслей вопреки. Это трудно выразить в словах. Чтобы этому научиться, надо стать камчадалом!

Конечно, за полтора месяца работы над росписью подобная метаморфоза с московскими «варягами» произойти не могла. Однако то ли ветер с океана распушил мысли московитов, то ли начальник монастыря владыка Феодор (архиепископ Петропавловский и Камчатский) глянул, будто волной ледяной покрыл, только изменились столичные богомазы, присмирели что ли, в глазах печалинку обрели. Верный признак высокого общения.

Монахов не принято фотографировать. Их запечатленных взглядов нет среди сотен  «трофейных» снимков нашей пейзажной фотохроники. А ведь главное камчатское достоинство – люди! Верующие и неверующие, старики и дети, приходские и монашествующие – все. Верно говорят, где трудно, там и дружно. На Камчатке очень трудно.

О монастыре и монашествующих вообще разговор особый. Такого спокойного, высокого и бесстрашного подвижничества я, честно говоря, не встречал. Циклоны, шторма, горизонтальные снегопады (реально уносит!) есть причины неуважительные для отмены служб и послушаний.

Мне подумалось: «Монашество – это духовный спецназ, расквартированный по «сторожевым крепостям» и призванный оградить нас от всякого зла. Конечно, от страстей и повседневных грешков оградить мирянина невозможно. Никто без его личного деятельного участия не справится с этакой житейской оказией. Но существует иное, главное зло, дыхание которого губительно для человека. Быть может, и поставлены монастыри, чтобы беречь мир от этой вселенской напасти. И каждый из братской дружины понимает, что там, где монах поставлен, зло может просочиться, ослабь он свое молитвенное служение.
В духовной среде все не от мира сего. Поэтому ратная служба Христова воинства нам непонятна, странна и пугающе однообразна. Мы привыкли к калейдоскопу событий, он – носитель времени нашей жизни. А в монастыре времени нет. Вернее, оно существует как некая усредненная константа. Это легко доказать.

Базисное свойство времени – вечное движение. Значит, в монастыре время отсутствует. Ведь монашеская обитель – образ рая на земле, а рай – это вневременное блаженство.

Мы улетали с чемоданами, набитыми икрой и иными откровенными прелестями тихоокеанской фауны. Да, московиты с честью окончили трудную работу и теперь были исполнены радостью предстоящих встреч с любимыми. Как хорошо, когда люди любят друг друга!

Но вот отгремели январские салюты. Оттрубили небесные горны великий праздник Рождества Христова. (Ах, какие богатые рождественские столы накрывали наши хозяюшки!) Смолкли застольные песни. Исчезли в никуда, как не были, килограммы красной камчатской икорки…

Но остались нетронутыми воспоминания. Они будто окоченели и затаились до времени при виде нашего праздничного боярства.

Я не спрашивал товарищей, но от себя скажу так: куда бы я ни шел, чтобы ни делал, все время мне чудились за спиной гулкие вздохи Камчатки. А перед глазами ходатайствовала о продолжении камчатской одиссеи личность капитан-командора Витуса Беринга – героя первой смертельной Камчатской экспедиции, который тотчас представил в Адмиралтейств-коллегию проект нового путешествия к берегам Северной Америки и Японии. Мрак океана преследует…

Порадуемся, братие! На суровой камчатской юдоли зажегся еще один светильник Православия – Морской собор. Собор архистратига Михаила, духовный маяк бесстрашных мореходов, свети днем и ночью, искрись неусыпной молитвой у престола твоего, славь Небесного Творца-Вседержителя, да избавит Господь нас от всякого зла!

 

Руководитель Стенописной артели «Радость» Борис Алексеевич Алексеев

Стенописная артель «Радость» +7 (916) 121-73-30 +7 (926) 708-21-58 alboros@list.ru, artel-radost.ru