Древние святые Христианства

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял долгожданное для многих решение: в месяцеслов были внесены имена угодников Божиих, просиявших в Западной Европе в древние времена – еще до отделения католиков, а тем более – протестантов.

Еще ранее, 21 августа 2007 года, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил праздновать в третье воскресение по Пятидесятнице память Собора святых, просиявших в Британии, Ирландии, Венгрии и Румынии.

Работа над возвращением памяти об этих святых в церковный обиход русского Православия началась еще в ХХ столетии. У истоков ее стоял святитель Иоанн Шанхайский. Радея о памяти древних угодников Божиих, смиренный владыка Иоанн не мог и предполагать, что он сам будет прославлен во святых, но так же, как и их, в России почитать его начнут не сразу, а лишь после установления канонического общения с Зарубежной Церковью.

После революции, оказавшись в эмиграции в разных странах, русские люди обнаружили там множество древних святых, о которых им не приходилось слышать на Родине. Возникал закономерный вопрос: можно ли молиться им – келейно и в храме? Выражением чаяний верующих стал доклад святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича) Архиерейскому Собору РПЦЗ, сделанный им в 1950 году. В нем святитель отмечал, что далеко не все святые, прославленные Православной Церковью, официально почитаются во всех ее канонических частях. Ярким примером стал праведный Иоанн Русский – наш соотечественник, мученически исповедовавший верность Христу на территории Турции, куда он был уведен в плен. На момент составления доклада он широко почитался в Греции, но не был известен в России. (Сегодня положение изменилось: память о святом праведном Иоанне вернулась на Родину, где в честь него построено несколько храмов).

Святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что составление месяцесловов и внесение в них имен святых часто зависело от конкретных людей и исторических обстоятельств. Они многократно дополнялись. Более того – в святцах и житиях часто упоминается о целых сонмах подвижников, не названных поименно. Немало таких подвижников угодили Богу на Западе. «Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. <…> Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы».

Возвращение памяти о святых – дело благочестия и справедливости. В самом деле: хорошо ли, что святой Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии, так долго считался фольклорным персонажем, имя которого к тому же связывалось с нетрезвенным веселием, что это даже дало некоторым «ревнителям» повод смущаться в связи с его внесением в святцы? Тот, кто жертвенно послужил Христу, чисто проповедуя веру о Нем, и прославлен у Бога – может ли не почитаться христианами?

Установление почитания древних святых – прекрасный подарок многочисленным чадам Православной Церкви, чьи имена до сих пор не считались христианскими. Многие Эдуарды были вынуждены креститься с другими именами – и вот, не так давно стали все шире распространяться сведения о святом короле-мученике Эдуарде, просветителе Британии, мощи которого, кстати, почивают в православном храме, освященном в его честь, в Англии. Безусловно, небесным покровителем христианина останется святой, в честь которого он наречен в Крещении – но как же приятно знать, что у тебя есть соименный угодник Божий!

Уж кто-кто, а автор этой статьи знает, о чем говорит. Да-да, недавно добрую весть получили и Алины, сделавшиеся столь многочисленными в России в последние десятилетия! И хотя это имя пока не внесено в месяцесловы, известно как минимум о двух древних мученицах, носивших его. Первая по времени – мученица Алина (в другой транскрипции – Елена) Испанская, пострадавшая в 304 году в старой Кастилье вместе со святой Центоллой. Частица ее мощей есть в Украинской Православной Церкви – в Свято-Ильинском монастыре г. Одессы.

Вторая – мученица дева Алина из Дильбека и Форета (Бельгия), отдавшая жизнь за веру около 640 года по Рождестве Христовом. Житие этой угодницы Божией не может не тронуть душу. Юная девушка, почти девочка, она была дочерью местного феодала – ревностного язычника. В окрестностях Дильбека в то время уже были христиане; в тайных храмах совершалась молитва. Один из новообращенных по своей пылкой ревности ко Христу даже попытался проповедовать правителю области – вплоть до того, что пригласил влиятельного Левольда на богослужение в свой домовый храм. Тот согласился, но служба не коснулась его души. Придя домой, он поделился с женой и дочерью – будущей мученицей – свежими впечатлениями, скептически отзываясь о Христианстве и превознося веру своих отцов. Чистая душа Алины была поражена услышанным. Ускользнув из родительского дома, девушка одна через лес бросилась к жилищу христианина. Там ее словно ожидали. Священник, находившийся в доме, рассказал ей о Спасителе и вскоре крестил. Алина стала постоянной участницей богослужений. Узнав об этом, отец пришел в ярость. Он приказал слугам бросить дочь в темницу. Алина оказала сопротивление – и намеренно ли, случайно ли – ей отсекли руку. От страшной раны девушка скончалась. Господь прославил Свою горячую и искреннюю служительницу: на ее могиле стали совершаться многочисленные исцеления, видя которые, некоторое время спустя пришли к истинной вере и ее родители. Мученица Алина почитается православными разных стран: от родной ей Бельгии до США; в России же сведения о ней начали распространяться совсем недавно.

В 2017 году в месяцеслов Русской Православной Церкви внесены имена пятнадцати святых. Среди них – древние мученики Бландина и Понтик, пострадавшие на арене античного амфитеатра во II столетии по Р.Х. Сведения о них сохранились в историческом труде Евсевия Кесарийского. Преподобная Женевьева (Геновефа) – покровительница Парижа и святитель Герман – епископ того же прекрасного города на Сене. Почитание святого Эдварда установлено в Русской Церкви еще ранее. Будем надеяться, что в богослужебный обиход будет входить память о все большем числе древних угодников Божиих, – а значит – мы обретем еще больше ходатаев и молитвенников на небесах.

Проблема «неправославных» имен сама по себе довольно неоднозначна. Дело в том, что традиции наречения имени в честь конкретного святого, укоренившейся в Русской Православной Церкви, во многих других Поместных Церквях нет. И, например, верующий грузин, которого зовут Вахтанг или Тенгиз, попадет в затруднительную ситуацию, желая подать записку о себе в московском храме. В Греции все имена считаются святыми, поскольку за историю Церкви пострадало великое число мучеников, многие из которых не вошли в святцы поименно.

Более того. На одном из православных порталов автору этой статьи довелось прочесть о служащем в Карелии священнике отце Станиславе – при Крещении ему не стали менять имя, хотя обычно Станиславов нарекают Стахиями или Вячеславами. Вот как комментирует тему своего имени сам отец Станислав: «Меня крестили на квартире в советское время и неизвестно, с каким именем. Когда я был мирянином, особо никого этот вопрос не волновал, но когда встал вопрос хиротонии, я пришел посоветоваться к владыке митрополиту Мануилу и объяснил ситуацию. Он спросил: «А кто ты по паспорту?» Я ответил, что Станислав. Он сказал: «Ну, раз мама благословила, оставайся Станиславом».

Почему некоторые имена используют в русской транскрипции – как, например, Вера, Надежда и Любовь, а другие – исключительно в греческой? Многие имена святых, присутствующие в месяцеслове Русской Православной Церкви, имеют аналоги на других языках. Например, Артур – это кельтский перевод имени древнего мученика Урса, которое означает «медведь». Славянское Богдан по-гречески звучит как Феодосий или Феодот; Снежана – та же Хиония, Рада – Эпихария, Лилия – Сусанна, Инесса – Агния. Клара – немецкий аналог имени мученицы Фаины.

Многие святые, имена которых в обывательском сознании связаны с западным католическим миром, послужили Богу в древние времена, когда Европа была православной, – а потому их должно почитать. Среди них - святая Геновефа – это знаменитая Женевьева, небесная покровительница Парижа, родившаяся в 423 году. С детских лет она отличалась глубокой набожностью и всю жизнь провела в молитвенном и постническом подвиге. Ее призвание к духовной жизни провидел свт. Герман Оксерский, который благословил Геновефу, бывшую еще ребенком, посвятить себя Богу. Наиболее известное из чудес, совершенных Богом по молитвам этой святой – спасение Парижа от варварского нашествия, возглавляемого Аттилой.

 

Мученица Бландина пострадала во II столетии по Р.Х. в Лионе, входившем в Римскую империю. Она была рабыней госпожи-христианки, отличалась тихим характером и имела слабое сложение. Господь укрепил Свою угодницу, сделав ее дух непобедимым никакими страданиями.

"На Бландине «Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать»

(Евсевий Памфил. Церковная история)

 

Святой король-страстотерпец Эдуард жил в конце Х столетия. Как и русские святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, он пострадал от своих родственников, стремившихся захватить власть. Господь прославил верного ему страдальца посмертными чудесами. Святой Эдуард был причислен к лику святых в 1008 году. Интересно, что мощи его были обретены только в ХХ веке – археологом-любителем Уилсоном-Клэриджем, который передал их в 1984 году Русской Православной Церкви Заграницей.

 

Святитель Герман Осерский – один из наиболее значимых святых, просиявших в Западной Европе. Его духовными наследниками стали преподобная Женевьева Парижская, которую он благословил, когда она была еще девочкой, и святитель Патрик Ирландский (будущий просветитель Ирландии был рукоположен им во епископы). А также другие святые – в их числе преподобные Камилла и Палладия. Святитель Герман Осерский родился в благородной семье и получил блестящее образование. Будучи избран вопреки своему желанию на архиерейский престол, он стал вести строгий подвижнический образ жизни, сочетая его с милосердием к людям. Среди деяний святителя – проповедь христианства, борьба с пелагианской ересью (пелагиане полагали, что человек может спастись своими силами, без благодати Божией). Трогают душу его благодеяния людям. Однажды святой возвратил потерянные деньги сборщику податей, в другой раз – добился у префекта Галлии снижения налогов для стонущих под их гнетом жителей. Он убедил повернуть вспять войско, отправившееся в карательный поход против восставшей области, а при нападении саксов так поднял боевой дух бриттов, встав впереди войска, что те одержали решительную победу. Святитель исцелял больных, основывал монастыри, строил храмы, совершал деятельные путешествия из одной области в другую. Скончался он в 448 году в Равенне. Его тело было перенесено в родной город Осер и погребено там в храме, который стали называть в честь святителя.

 

Алина Сергейчук