Наш собеседник - Константин Сергеевич Кирпилев –депутат Народного Хурала (парламента Республики Калмыкия), атаман казаков г. Элисты, возглавляет Молодежный отдел Элистинской и Калмыцкой епархии.
Что мы знаем о Калмыкии?
Далекий степной регион, где нет промышленности, а сельское хозяйство представлено лишь животноводством: в безводных условиях вырастить что-либо на глинистых почвах практически невозможно. Сказать, что население края невелико, – значит не сказать почти ничего. Русские находятся в меньшинстве. Но православная жизнь в республике жительствует. В затерянных среди степей селах возводятся храмы, выделена земля под строительство нового кафедрального собора г. Элисты, социальный отдел епархии оказывает помощь нуждающимся, а отдел религиозного образования и катехизации – ведет активную просветительскую работу. Сейчас в республике действует девять православных храмов, еще несколько находится на стадии возведения.
– Много ли в Калмыкии православной молодежи?
– К сожалению, в республике вообще мало молодых людей. По окончании школы многие уезжают учиться в другие города и остаются там (хотя в Элисте есть свой университет). Республика бедная, часть территории – полупустыня, есть и пустыня, промышленности нет, люди либо работают в госструктурах, либо имеют свой бизнес. Те из работающей молодежи, кто ходит в храм, бывают в нем только по большим праздникам. Поэтому в наше молодежное объединение входят в основном школьники до семнадцати лет.
– Тем не менее, насколько я знаю, мероприятия молодежного отдела епархии довольно масштабны…
– Мы стараемся привлекать не только детей прихожан, занимаемся со всеми желающими. Одно из направлений работы воскресной школы – театральная студия: каждый год в Сочельник или на Рождество в Центральном концертном зале Калмыкии проводится театрализованное представление. Дети ставят сказку. Участвуют более ста ребятишек. Кто танцует, кто поет… Ребята занимаются хоровым пением, причем старшие – практически на профессиональном уровне. Девочки 15–17 лет завоевали первое место на конкурсе хоров в Петербурге. Довольно активно у нас развивается казачество. В Калмыкии есть своя специфика: некоторые казаки – буддисты. Исторического прецедента такому казачеству не существует, но мы не противимся. Во многих школах действуют казачьи классы – и в Элисте, и в районах. Мы разработали образовательные программы, все узаконили через главу республики, через Министерство образования… Дети ходят в казачьей форме, которую предоставляет наша епархия. В рамках дополнительного образования – изучение казачьих традиций, включая православные праздники, фольклор, история донского казачества, к которому мы относимся. Ребята постарше учатся ездить верхом, начиная с четвертого класса – азы обращения с оружием, медицинская подготовка. И – хоровое пение казачьих песен, казачьи и калмыцкие танцы. Наши казачата в прошлом году заняли первое место по танцам в Берлине. Для ребят постарше на базе казачьего класса мы совместно с Союзом десантников Калмыкии организовали клуб юных десантников – там ребята готовятся к службе в Вооруженных силах. Летом выезжаем в лагеря, живем в палатках.
– Помогает ли работа с детьми приблизиться к вере – или хотя бы к тому, чтобы любить Россию, сознавать себя ее частью, – их семьям?
– Нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Среди них сегодня встречается немало людей незрелых, по сути почти таких же детей: ребенку восемь лет, мама родила его в восемнадцать, соответственно, ей двадцать шесть. Становление ее произошло в середине девяностых… Многие люди этого поколения не имеют убеждений: ни православных, ни коммунистических – никаких… Немало одиноких матерей, детей которых воспитывают в основном бабушки. Многие спортивные мероприятия мы проводим совместно с родителями: в них участвуют не только команды детей, но и команды родителей, команды дедушек-бабушек.
– Национальный и религиозный состав Калмыкии требует деликатности…
– Да много буддистов, мусульман, так что важно никому ничего не навязывать. В основном калмыцкие буддисты миролюбивы. Благодаря политике правительства республики у нас нет межнациональных, межрелигиозных конфликтов. Среди моих знакомых – атаман Калмыкии, ревностный буддист. Когда в кафедральный собор Элисты привозили чудотворную Казанскую икону Божией Матери, он пришел поклониться ей. Объяснил: «Раз люди идут – значит, помогает». Часто буддисты просят православных священников освятить их дома, приходят в наши храмы на службу…
– В Калмыкии становится все больше мусульман. Каковы отношения с ними?
– В девяностые годы, когда был большой отток русского населения, да и многие калмыки уезжали, освободившуюся нишу заполнили мусульмане. В некоторых местах, в основном близ границы с Дагестаном, Ставропольем, их уже больше, чем калмыков и русских вместе взятых. Они выкупают стойбища, занимаются животноводством. Но мечетей пока нет. В Астраханской области мечетей множество, а у нас – ни одной, потому что калмыки-буддисты ревностно противостоят их строительству.
– Вы – один из немногих русских депутатов Народного Хурала Калмыкии…
– Когда я баллотировался в депутаты, меня спросили: «Как вы собираетесь выполнять программу по возрождению калмыцкого языка?» Я ответил: а на каком языке вы говорите дома со своими детьми? Оказалось – на русском. Так вот, калмыцкий язык будет развиваться, когда сами калмыки станут разговаривать на нем дома.
Беседовала Алина Сергейчук