В Россию часто привозятся чтимые иконы и мощи святых как из других поместных Православных Церквей, так и с католического Запада, куда они попали после крушения Византии. К сожалению, нередко возникают ошибки – как невольные, так и в результате действий мошенников, – из-за которых за святыни принимают предметы, таковыми не являющиеся. Для систематизации и изучения реликвий при Российском Православном университете создан Центр изучения христианских святынь. Его возглавил М. В. Артеев, кандидат богословия. Мы задали Михаилу Владимировичу несколько вопросов, с нашей точки зрения представляющих общецерковный интерес.
– Михаил Владимирович, скажите, как возникла идея открытия Центра? Кто стоял у ее истоков? Ведь все начиналось в ВГУ?
– В 2011 году, когда я уже работал помощником ректора Воронежского государственного университета, состоялся визит в ВГУ Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Церкви одобрил идею изучения христианского наследия с привлечением современных технологий. Сначала мы ставили главной задачей собирание информации по известным христианским реликвиям и ее систематизацию. Ведь многие святыни, память которых отмечается в Церкви, не имеют удовлетворительного исторического описания. Например, мы чтим праздник Воздвижения Святого Креста, связанный с подлинным древом Креста, части которого хранятся в разных поместных церквах, или праздник Ризоположения во Влахернах, где речь идет о частях Ризы и Покрова Божьей Матери – того платка, который Дева Мария носила при жизни. Затем стало понятно, что более насущной задачей сегодня является не описание реликвий, а их экспертная оценка. В первые же недели работы Центра мы получили десятки запросов от церковнослужителей и попечителей храмов с просьбой о консультациях. Нас стали просить о помощи в установлении исторической подлинности артефактов и реликвий, в содействии принесению реликвий. Отец ректор, игумен Петр Еремеев, предложил сделать Центр совместным с РПУ, ведь, очевидно, что молодой по академическим меркам РПУ не имеет своих научных лабораторий, позволяющих исследовать древние предметы и документы.
– То есть к вам может обратиться, например, приход, желающий провести экспертизу имеющихся у него или предлагаемых ему святынь?
– Да, без сомнения. В настоящее время у нас сформировалась очередь запросов, мы стремимся помочь всем обратившимся. Сейчас мы ставим своей задачей в первую очередь исследование приходящих в храмы святынь, чтобы помочь православным не стать заложниками недобросовестных людей. В последние два десятилетия в России, Украине, Беларуси было открыто много новых храмов. Часто при возведении новой церкви или восстановлении старой не только священники, но и ее попечители, богатые и влиятельные люди, заботятся о том, чтобы получить реликвии для своего храма. В Европе же идет обратный процесс – количество церквей и монастырей уменьшается. Когда храм закрывается, находящиеся в нем святыни передаются в епископскую канцелярию или иным приходам. Поскольку первая тысяча лет истории для католиков и православных общая, российское церковное общество заинтересовано в том, чтобы получить ставшие невостребованными реликвии, вывезенные с Востока во время крестовых походов. Конечно, приносимые реликвии должны иметь церковное происхождение, должны быть заверены Католической Церковью, весьма серьезно относящейся к вопросу подлинности реликвий. Благодаря дисциплинарным мерам, связанным с Контрреформацией, контроль за святынями у католиков неплохо налажен. Достаточно сказать, что всякая святыня должна быть опечатана епископом или настоятелем общины, а в случае общественного поклонения ей должна сопутствовать разрешающая бумага.
– Как Вы полагаете, могут ли святыни, предлагаемые в Интернете к продаже, быть подлинными?
– Продавать святыни Католическая Церковь запрещает категорически, под страхом экскоммуникации. Поэтому если мне говорят, что мощи продал католический священник – я в это не верю. У меня есть десятки, сотни контактов, и я не слышал, чтобы священник согласился продать даже самую небольшую частицу мощей. Можно обсуждать взаимные подарки, просить подарить, но разговор о продаже не возникает в принципе. Ведь согласно статье 1190 Кодекса Канонического права Католической Церкви категорически запрещена продажа и даже перенос чтимых реликвий без согласия Ватикана. Наряду с подлинными святынями, приходящими в Россию в силу оскудения веры на Западе, к нам приходят и реликвии фальшивые: щепки старого дерева, кости неизвестных. Тяга к обладанию святынями нередко приводит к тому, что желающий получает нечто, что он считает мощами святых Варвары или Димитрия, а на поверку это оказывается частицей останков неизвестного человека или даже животного. Я убежден, что эта порочная практика получения сомнительных или откровенно фальшивых реликвий должна быть прекращена. На мой взгляд, лучше потратить время и ресурсы, но быть уверенным в подлинности и несомненности принесенной в ваш храм святыни, чем поклоняться подделке.
– Благодаря Центру в храм при Российском православном институте были принесены части Покрова и Платка Божией Матери?
– Мне приятно, что наш небольшой опыт оказался весьма востребованным, вылившись, помимо исследовательской работы, в помощь принесению реликвий. Сначала мы получили разрешение прикоснуться к святыням в частных часовнях некоторых аристократических домов Европы. Потом оказалось, что многие миряне готовы дать на время, подарить, а иногда и продать реликвии, ведь в отличие от священников они не связаны запретом канонического права. Я бы хотел заниматься чисто научной работой, но количество «разведанных» святынь, о временном или постоянном принесении в Россию которых можно вести переговоры, велико. В принципе, это своего рода миссия, в ином случае эти реликвии уходят в другие страны, например в США, которые являются не только страной со значительным христианским населением протестантского толка, но и местом православного рассеяния. Я постоянно сталкиваюсь с американскими греками, которые любыми способами пытаются вывезти «освобождающиеся» святыни из Европы. Мне кажется, что, при всем богатстве христианских попечителей в России, греки все же неизмеримо больше поддерживают свою Церковь.
– Можно ли что-либо сделать для прекращения практики торговли святынями, тем более на аукционах?
– К сожалению, по епархиям нашей Церкви колесят гастролеры, предлагающие священникам и епископам мощи по сходной цене. На одном российском сайте до сих пор предлагается за 10 тысяч рублей отделить частицу от мощей, по нашему мнению, фальшивых. И, что удивительно, желающие находятся. Меры против этого можно предложить такие: ряд западных аукционов ввел запрет на торговлю останками людей. А второе – нужно наказывать тех, кто для церковных нужд покупает не имеющие никакой аутентификации реликвии. Мне приходилось по нескольку месяцев вести переговоры о передаче частицы Животворящего Креста, и я никогда не понимал тех людей, кто покупает непонятную щепку в пакетике у «странствующего монаха».
– Как Вы полагаете, много ли поддельных реликвий находится сегодня в православных храмах России?
– Прежде всего, надо четко разделять добросовестные и недобросовестные ошибки. К добросовестным можно отнести известную ошибку с атрибуцией мощей Оптинского старца Амвросия. Долгие годы его мощами почитались мощи старца Иосифа, и от них были отделены многие частицы. Но здесь ошибка возникла не в силу злой воли. Недавно мне пришлось крупно разочаровать маститого протоиерея и попечителя его храма, которые привезли с Запада частицы мощей «святого Николая Чудотворца» и «апостола Андрея». Несмотря на то, что, на мой первый взгляд, реликварии были с очень большой долей вероятности подлинными, несущими не только печать епископа, но и истлевшие от времени сопроводительные бумаги, сомнения закрались уже на стадии предварительного осмотра. Более пристальное изучение святынь, прочтение сопроводительного документа и посещение архива одной из западных епархий сомнения утвердили. «Николай Чудотворец», чьи мощи, согласно надписи, покоились в одном из реликвариев, – это на самом деле почитаемый католиками Николай из Толентино, живший в XIII веке; согласно житию – чудотворец и творец многих дел милосердия. Однако никакого отношения к святому Николаю, Мирликийскому Чудотворцу, эти мощи не имеют. Другая реликвия, подписанная «E.O.S.Andr.A.», что было определено владельцем реликвии как частица мощей святого апостола Андрея, оказалась также подлинным реликварием, но с частицей мощей святого Андрея Авеллинского, католического подвижника XVI века. Аналогичные истории возникли и с другими реликвиями.
- Что же касается недобросовестных ошибок?
– Для меня это весьма грустная тема. К сожалению, количество фальшивых святынь огромно. Расскажу о некоторых обнаруженных нами подделках.
1) Фальшивые реликвии от «отца Ферранте».
В Россию проникло большое количество псевдосвятынь с фальшивыми печатями и документами отца Николая Ферранте, постулатора одного из процессов канонизации в США. У него был доступ к подлинным реликвиям и какое-то количество несомненных реликвий вышло из его рук. Они заверены печатью ордена редемптористов, к которому отец Николай принадлежал. Потом кому-то пришла в голову идея поставить фальсификацию реликвий на поток. И в Россию хлынули многочисленные псевдореликвии с фальшивой печатью. Небольшое расследование показало, что фальшивые реликвии происходят из Аргентины и связаны с именем местного дилера антиквариата.
2) Фальшивые реликвии, якобы заверенные викариатом Рима.
Аналогичная история, пересекающаяся с первой, возникала с использованием печати викариата Рима. Иногда к ней также прикладываются документы постулатора Ферранте.
В последнее время стали попадаться реликвии с печатями викариата Рима, сопровождаемые документами, на которых уничтожены части надписей. Документы, заметим, подлинны, но фальсификатор не смог вполне подделать реликвию, соответствующую описанию, и был вынужден вымарать или даже вырезать часть документа. «Реликвии» – конечно же, новодел. Что находится в мощевиках – загадка.
3) Фальшивые реликвии с поддельной печатью епископа Pierre-Antoine-Paul Goux и подобные.
Одна из самых распространенных фальшивок, специально ориентированных на Россию, – это ряд реликвариев, изготовленных в наши дни с имитацией устаревания и несущих фальшивую печать версальского епископа конца XIX века Pierre-Antoine-Paul Goux. Количество их огромно. Я лично видел десятки, если не сотни. В конце прошлого года мне пришлось обескуражить попечителя храма, который за несколько тысяч евро приобрел мощевик, содержащий якобы часть Святого Креста, частицы мощей апостолов и древних святых. Помимо фальшивой печати, было обнаружено современное изготовление подписей методом обведения надписей с помощью копировальной техники. Причем прилагавшийся документ, скорее всего, был подлинным. На сайте molotok.ru вы найдете большое количество подобных мощевиков, причем продавец гарантирует подлинность. Фальшивые представители французской Церкви и даже некоторые непонятные батюшки участвуют в распространении фальшивок. Я предполагаю, что главным лицом, фальсифицирующим святыни, является человек по фамилии Паттон из Германии.
4) Серия колб с мощами.
Дилер антиквариата из Южной Италии способствовал попаданию в Россию серии колб, содержащих реликвии. Реликвии значимые, достаточное их количество разошлось по православным храмам. Однако ряд несуразностей не позволяет оценивать их как подлинные. Я видел колбу, содержащую значительнейшую часть креста с пробитым отверстием. Известно, что в свое время часть Святого Креста с отверстием от гвоздя была приобретена с помощью значительных усилий для императора Священной Римской империи германской нации. Сегодня она хранится в музее Вены наряду с другими имперскими регалиями. Вы можете поверить, что другая часть с отверстием от гвоздя была принесена в Россию, будучи выкуплена за несколько тысяч долларов? Среди колб имеются колбы с частями от костей Франциска Асизского. Однако известно, что его мощи хранятся под спудом. О подлинности этой серии реликвий можете судить сами.
5) Греческие фальсификаторы.
Самый же вопиющий случай, на мой взгляд, – это массовая фальсификация мощей, совершенная диаконом Греческой Православной Церкви для продажи в Россию. Несколько лет назад мне позвонили. Незнакомый человек просил помочь в нахождении связей с церковными попечителями для обсуждения вопроса о переносе в Россию мощей древних святых, полученных благодаря знакомству с греческими иерархами. После того как он назвал реликвии, которыми якобы обладал, а речь шла о значительных останках, я понял, что имею дело с человеком сомнительного рода занятий. Вежливо попрощавшись, я положил трубку, и больше мы не связывались. Однако через некоторое время от греческих друзей я получил информацию, что полиция Фессалоник арестовала двух человек: 24-летнего греческого дьякона и его 43-летнего швейцарского подельника, которые вывозили в Германию сфальсифицированные в Греции реликвии. Вываривая в ароматном масле кости с ближайшего кладбища, они создали, например, «мироточивые мощи» святого Димитрия...
В аэропорту Фессалоник во время очередной поездки на встречу мошенники были арестованы. В багаже у них были обнаружены сотни (!) фрагментов костей, несколько черепов, в том числе «мироточивые». Кости были подписаны именами равноапостольной Марии Магдалины, апостола Андрея Первозванного, святителя Василия, великомученика Димитрия и иных святых. Многие были уложены в мощевики. На допросе мошенники показали, что везли «товар» для представителей Русской Православной Церкви. Сделка совершалась не в первый раз. Фальсификаторы ссылались на «афонских старцев» и связи с греческими митрополитами. В доме же незадачливых торговцев фальшивыми мощами были найдены сотни костей и десятки черепов. Позднее дьякон был подвергнут уголовному преследованию и приговорен к тюремному заключению за расхищение кладбищ и мошенничество. Теперь предстоит вычистить все эти греческие фальшивки из России. Необходимо подробно узнать обо всех «мощах», которые попали в Россию через этот синдикат. Данная задача стоит перед всеми нами. Я думаю, что приобретение, принесение на поклонение заведомо подложных мощей является греховным делом и, учитывая размах фальсификаций, должно быть осуждено на самом высоком уровне под страхом извержения из сана.
– Что Вы можете сказать о древних святынях, которые появились в храмах в последние годы?
– Иногда в храмах и частных часовнях России приходится видеть сотни частиц мощей древних святых, большинство из которых прибыли в Россию в постперестроечное время. К сожалению, многие из них относятся к вышеописанным случаям. Приходится разочаровывать людей. Меня невозможно заставить подписать документ о подлинности, если я считаю артефакт неподлинным. Давить или предлагать деньги в этом вопросе совершенно бессмысленно. Все сомнения будут высказаны и отражены в заключении. Это наша с отцом ректором твердая позиция.
– Планируется ли работа по проверке подлинности, описанию, занесению в единый каталог святынь, находящихся в храмах Русской Православной Церкви? Проведена ли эта работа в каких-либо других церквах?
– Не секрет, что в некоторых епархиях есть «мощи святого Иоанна Богослова», которых в мире не существует (апостол был с телом взят в Царствие Небесное) и иные весьма сомнительные «святыни». Тысячи артефактов, за которыми нет никакого документального исторического следа. Вопросы по имеющимся святыням нужно задавать епархиальным архиереям. Католическая Церковь на волне контрреформации ввела персональную ответственность епископа и настоятеля, которые должны подписывать акты отделения святынь от признанных подлинными, отвечая за лжесвидетельство. Я думаю, это правильный путь. Мы же планируем составить каталог всемирных святынь с указанием наиболее достоверных. Если будут приняты решения о контроле, конечно же, РПУ приложит все усилия, чтобы помочь Священноначалию.
– Есть ли возможность приобрести подлинные святыни для храма? Каким образом это делается? Большие ли деньги требуются?
– Прежде всего, главный путь – это путь бесплатный. Конечно же, следует обратиться напрямик к имеющим такие святыни: к братским церквам, даже в Ватикан, заручившись рекомендательным письмом от ОВЦС или Управления делами Патриархии. В течение времени, от месяцев до нескольких лет ответ, как правило, приходит, и я знаю много случаев положительного решения вопроса. К сожалению, в последнее время этот путь затруднен. Католики стали неохотно делиться древними святынями. Но, заручившись поддержкой Предстоятеля Церкви, это возможно. Другой путь – это переговоры с обладателями святынь из частных часовен, заверенных в свое время епископами. Что касается денег, понятно, что никакого рынка мощей не существует. Несколько раз нам бесплатно передавали частицы мощей, опечатанных в XVIII веке с сопроводительными документами. В другом случае удалось договориться о покупке автомобиля для католической общины, а через месяц нам передали опечатанную часть Святого Креста. В другом случае наследница известной семьи просто продала несколько реликвий, перестраивая часовню под жилье. Часто святыни хранятся в реликвариях, представляющих произведения искусства. Владельцы выставляют эти реликварии на аукционы Сотбис и Кристи. Это долгий процесс, но верный, в отличие от покупки у фальсификатора.
– Какие методы помимо исторического и документального анализа Вы используете?
– Верификация реликвий – мировая научная практика. На Западе подобные исследования ведут крупные ученые на самой современной аппаратуре. Так, например, по просьбе Ватикана светские специалисты в области археологии, антропологии и радиоуглеродного анализа в свое время изучали Туринскую плащаницу и освидетельствовали мощи святителя Николая Мирликийского. Предметом изучения стали и мощи апостола Луки, хранящиеся в Падуе. Генетический анализ тогда определил, что останки принадлежали сирийцу, а ведь Лука, по церковному преданию, был именно сирийцем. Но первый и основной метод – установление пути реликвии, ведь если она подлинная, то ее история может быть прослежена. В частности, нам удалось найти частицу Святого Креста, история которой приводит непосредственно к равноапостольной царице Елене. Путь реликвии мы проследили до римских церквей и до того места, где она находится сейчас в Европе.
– Михаил Владимирович, что лично Вы чувствуете, занимаясь этой темой?
– Как Вы думаете, какие чувства могут посещать, когда выстраивается исторический ряд и ты видишь, что эта частица дерева является той самой частью Креста, который нашла святая Елена? Вот, например, три человека (из них двое неверующих) стали свидетелями неземного благоухания частицы мощей святого апостола, которая попала к нам для установления подлинности. Недавно я осознал, что у меня перестала болеть голова. А эта боль сопутствовала мне с детства в результате травмы шеи, и какое-то время я просто неделями не отрывался от обезболивающих. Уже больше года ни одной таблетки. Что я чувствую? Я чувствую благословение. Я благодарю Бога за то, что Он привел меня заниматься такой непростой, но вместе с тем интересной и благодатной миссией сохранения Священного наследия Церкви.
Беседовала Алина Сергейчук