Из истории церковной резьбы. Античные истоки христианских орнаментов

Благоукрашение храма имеет свою «азбуку». Как рождались орнаменты, которые мы видим повсеместно: в резьбе иконостасов, росписи стен, вышивке церковных облачений? Какие смыслы они несут? Как трансформируются и что сохраняют неизменным?

 

Традиции церковного искусства подобны течению вод. Малые ручейки собираются в речушки, те сливаются между собой – и вот уже плавно свершает свой путь к морю полноводная красавица-река, с одного берега которой едва видно другой... Сплетаются в ней нити многих потоков, а вода – по сути своей – одна... В современных храмах мы можем увидеть резные иконостасы и утварь, в которых воплотились традиции древней Руси, Византии, других стран – и все эти традиции заквашены духом веры во Христа...

Византия – наследница античного Рима – приняла от него художественные образы и декоративные мотивы и трансформировала их, наполнив христианским смыслом. При этом, стремясь к уходу от языческой чувственности и натуралистичности, мастера Византии находили новые приемы, отвечающие духу веры. Язычники наделяли своих идолов божественными свойствами. Соответственно, создававшие их художники стремились сделать свои произведения максимально живоподобными. Так родились знаменитые эллинские и римские скульптуры – венец античного искусства. Христианское искусство несет принципиально иную мысль: оно создает образ Того, Кто пребывает в Горнем мире.

Резные византийские изображения обычно были плоскостными. Эта традиция передалась и православной Руси. В то же время, художники Византии стремились явить в своих произведениях красоту Горнего мира и величие земной империи – отсюда пышность и причудливость орнаментов, густота декора.

Христианство не отвергало мудрости мира древнего, языческого. Святители первых столетий получали образование в античных академиях, постигая науки эллинских мудрецов. Таковы были святитель Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Августин... Господь вел к принятию истинной веры все человечество. В античных мифах промыслительным образом было много такого, что позднее помогло людям органично принять веру во Христа: страдание Прометея, жертвенная любовь Антигоны, не побоявшейся нарушить запрет правителя и предать земле своего брата, за чем последовало страшное наказание... Классическим стало сопоставление Орфея и Христа. Привлекая своей дивной игрой на флейте зверей и птиц, Орфей становится прообразом Спасителя, слово Которого влечет к себе народы, а сходя в аид за возлюбленной Эвридикой, он прообразует сошествие во ад Спасителя ради освобождения оттуда усопших. Точно также готовил людей к принятию Благой Вести египетский миф об Осирисе – убиваемом, но вновь воскресающем боге. Осирис является воплощением умирающей и вновь оживающей природы, цикличности времен года, - но и в этом мы видим тайну мироздания, где земные явления отражают духовные истины.

Многие из античных мотивов стали основой христианской образной системы – Премудрость Божия удивительным образом вразумляла древних творцов создавать произведения, заключающие в себе смыслы, неведомые им самим. Например, один из основных элементов практически любого христианского орнамента – виноградная лоза – был широко распространен у древних греков. В христианстве он сделался напоминанием о Спасителе, говорящем: «Аз есмь Лоза, вы же ветви», о Таинстве Евхаристии...  Языческим культурам свойственно представление о «мировом древе». В христианстве изображение дерева становится напоминанием о райском Древе Жизни и о Древе Креста Христова.

Был присущ античному искусству и другой излюбленный христианским искусством мотив – цветок лилии. Он был символом обновления природы, рождения солнца. В христианстве этот же смысл обрел новое звучание: обновление мироздания через тайну Благовещения и Рождества Бога на земле; возрождение мира благодаря чистоте Богоматери, способной вместить в Себя Божество...

С мотивом лилии соседствует пальметта – веероподобный лист пальмы. Родиной этого знака считается Египет. В христианском искусстве пальма является символом духовной победы, которую совершил Подвигоположник – Христос. Следовать Его примеру призваны все христиане – духовные воины, борющиеся со злом внутри себя и нередко поставляемые Провидением на путь противостояния злу внешнему. Недаром с пальмовыми листьями в руках нередко изображают святых мучеников.

Лист аканта – один из основных мотивов классической архитектуры – в греко-римском мире считался символом преодоления испытаний, стойкости, мужества и следующего за ним триумфа. Существовало поверие, что акант вырастает на могиле героя. Неслучайно в христианстве это растение стало одним из символов Страстей Христовых, а также блаженной вечности, даруемой праведникам.

Вбирая в себя наследие Древнего Рима, величайшей империи человечества, Византия оказалась преемницей культурных достижений всех народов, с которыми Рим имел связи. Да и сами ромеи, приняв эстафету универсальности, постоянно подпитывали свою культуру творческими находками, рожденными в далеких странах. Один из основных орнаментальных мотивов, свойственных Византийскому декору и доживших до наших дней – плетенка – пришел из Персии. В христианском искусстве он стал символом той духовной «сети», с помощью которой рыбари-апостолы улавливают человеческие души, пленяя их Христу. Соответственно, плетенка, которая и сегодня заполняет фоны стенных росписей и резных композиций, есть напоминание о Слове Божием, Евангелии, и о благодати Святого Духа, приводящей души к Богу.

Безусловно, главным мотивом христианского искусства является крест. Сам по себе этот знак был известен еще древнему языческому искусству. Равносторонний крест – символ мироздания, четырех сторон света. Вертикаль креста – мировая ось, связь неба и земли. Горизонталь – протяженность земных расстояний. Это толкование отнюдь не противоречит христианскому восприятию креста, напротив, здесь мы видим действие Премудрости Божией: пострадав на Кресте, Спаситель освятил все концы Вселенной, восстановил связь земли и Неба, спустился до глубин ада и вывел оттуда праотцев. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «...чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую всякое разумение любовь Христову» (Еф 3:18). Святые отцы единодушно трактуют эти слова как указание на Крест Христов. Например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божиею держатся высота и глубина, длина и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь». Подобные толкования есть и у блаженного Августина, Дионисия Ареопагита, прп. Григория Синаита, свт. Василия Великого.

Одна из вариаций формы креста, характерной для византийского искусства – крест криновидный, окончания которого напоминают одновременно лепестки лилии и... человеческие кости. Столь странное сочетание не случайно. Здесь – напоминание о и грехопадении первого человека, принесшем в мир смерть, и о Благовещении, с которого началось искупление и возрождение человечества; память смертная и радость Воскресения в одном символе... Кресты такой формы часто заключают в круг – символ вечности и единства всего существующего. Издревле круг считался также символом гармонии и совершенства мироздания. Криновидный крест в круге – символ Промысла Божия, ведущего мир от смерти и греха к спасению и вечной жизни. В языческой культуре крест в круге воспринимался как образ неба и в то же время – течения времени, неудержимого, подобного вертящемуся колесу. Образ этот еще древнее, чем античное искусство. В христианстве он приобрел противоположное значение, став символом вечного значения Искупительной Жертвы Христа, знаком дарованной нам нетленной жизни. В то же время, этот образ можно трактовать как напоминание о том, что неудержимое течение временной жизни с каждым часом приближает нас к Вечности. Среди древнейших человеческих рисунков встречается образ птицы в гнезде, сидящей на яйцах. Очертания птицы своей формой напоминают крест, а гнездо – круг или квадрат. Этот архетипический образ также находит свое звучание в христианском богословии: Господь Своей заботой не оставляет малейшее из творений, даруя им жизнь и согревая Своей благодатью. Крест, заключенный в квадрат или ромб, изначально воспринимался как символ плодородия. В христианстве этот знак говорит о том, что Божественная благодать освящает землю, все 4 ее конца, а также все благие дела и начинания живущих на ней.

 

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры +7 (495) 778-37-36, www.shigri.ru