Драгоценное шитье: искусство из глубины веков

Пожалуй, ни один из видов прикладного искусства не может поспорить в универсальности с вышиванием. Узоры, которыми расшиты сарафаны и кокошники русских крестьянок, драгоценные церковные пелены, созданные руками боярынь и княгинь, вышитые иконы...

 

Искусство церковного шитья пришло на Русь из Византии вместе с Христианством и пережило все эпохи нашей истории. Мало кому известно, что именно вышитой была знаменитая икона Страшного суда, принесенная на Русь равноапостольному князю Владимиру и послужившая выбору им православной веры. Летопись повествует: «Сей философ, много поучив Владимира, последи же сказа ему и о втором пришествии Христовом и страшном суде, и ... отдаде Владимиру златотканную запону, на ней же бе исткано второе пришествие Христово и страшный суд, юже видев Владимир, вопроси Кирилла: что се есть? Кирилл же сказа ему, яко приидет Господь судити праведных и грешных, и праведных своих послет в царство небесное на вечное веселие, грешных же... послет во геенну, во огнь неугасающий и безконечныя муки... Владимир же, воздохнув, рече: добро сим, иже одесную Бога, горе же сим, иже ошуюю Его».

В церковных музеях можно увидеть старинные облачения, покровцы, плащаницы, украшенные священными образами и декорированные жемчугом, драгоценными каменьями.

Золотное шитье получило свое название потому, что создавали его с помощью тончайших нитей из драгоценных металлов: золота и серебра. Об руку с золотным шло шитье лицевое: тонкими шелковыми нитями мастерицы вышивали лики и руки – столь искусно, что они казались написанными. Рисунки для таких вышивок обычно создавались профессиональными иконописцами. «Светлицы», где работали мастерицы-вышивальщицы, устраивали в княжеских теремах, боярских домах, богатых монастырях. Вышивание предметов церковного убранства было на Руси излюбленным и весьма почетным занятием знатных женщин, свидетельством чему служат и вкладные надписи, и памятники древней литературы. Так, житие благоверных Петра и Февронии повествует, что перед своей кончиной святая княгиня вышивала плат с изображениями нескольких угодников Божиих.

Вышитый плат в древности был практически непременным атрибутом чтимой иконы в храме. Такой плат, нередко копировавший сам образ, обычно подвешивали под иконой. Вышитыми пеленами украшали и иконостасы, прикрепляя их под нижним рядом образов. Отголосок этой традиции виден в декоративных «полотенцах», которые и сегодня изображают внизу алтарной преграды некоторые мастера.

Традиция украшать иконы красивыми рушниками или занавесками упоминается еще в «Домострое», который призывает «В дому своем иконы... завесой закрывати всякия чистоты ради и от пыли...» Традиция брать святыню не голыми руками, а рушником, была распространена настолько, что в вышитое полотно заворачивали и Священное Писание. Продолжение этой традиции мы видим на крестных ходах, когда иконы несут на особых полотенцах.

Безусловно, вышитыми золотыми узорами украшались не только церковные облачения и утварь, но и парадные одежды царей и знати. Срединное положение между светским и церковным занимали знамена – в старину на них обычно вышивали священные изображения. Кстати, украшение знамен и знаков отличия стало одним из прибежищ золотного шитья в советское время, когда изготовление драгоценных облачений было прекращено.

Золотошвейные мастерские при монастырях действовали вплоть до самой революции. Стоит отметить, что иногда они выполняли и светские заказы, в том числе – государственной важности. Так, в Алексеевском женском монастыре г. Москвы в 1896 году были вышиты двуглавые орлы для украшения царского места в тронном зале дворца к коронации Государя Николая II. До наших дней дошли кокошники, в 1913 году изготовленные для дочерей последнего русского Императора сестрами Николаевского Староторжского монастыря г. Галич Костромской губернии. Кокошники эти украшены изображениями двуглавого орла и цветами, вышитыми золотом, декорированы камнями и жемчугом.

Изделия монастырских вышивальщиц выходили за пределы России. Например, в 1893 году на выставке в Чикаго работы искусниц уже упомянутого нами Алексеевского монастыря были отмечены медалью и почетным отзывом. Игумения Антония (Троилина), возглавлявшая обитель, неоднократно дарила работы сестер монастырям Святой горы Афон, на Святую землю, в Сербию и даже в Японию.

Искусство золотного и лицевого шитья возрождается в наши дни. Сегодня оно весьма востребовано, в частности, при создании церковных облачений. Наряду с ручной применяется и машинная вышивка, позволяющая в короткие сроки создавать удивительные по тонкости и сложности композиции: плащаницы, покровы на раки с мощами угодников Божиих, покровцы и платы, облачения.

 

Елена Вишковская