
Мощевик, в котором почивает честная глава вмч. Пантелеимона, пребывающий в соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ларец уподобляется малому храму. По углам – литые фигуры ангелов. На боковых сторонах ковчега в округлых медальонах помещены сцены из жития святого. Ковчег декорирован драгоценными камнями и жемчугом. Глава (череп) сокрыта внутри ковчега, часть ее можно видеть и лобызать, открыв небольшое округлое оконце
Каждый из предметов храмового убранства, помимо прямого назначения, имеет свое духовно-символическое значение. Ковчег-реликварий напоминает о многом: и о ветхозаветном Ковчеге Завета, и о Пресвятой Богородице, Которая носила во чреве Святейшего всех святых Христа, и о том, что тело каждого из нас – это ковчег, который носит в себе душу, призванную к святости
Наиболее традиционная форма ковчега для частицы святых мощей или для другой священной реликвии (например, части Креста Христова) – это прямоугольный ларец с крышкой. На внешней и внутренней стороне этой крышки, как правило, располагаются священные изображения. Снаружи это чаще всего крест – напоминание о том, что угодники Божии святы не сами по себе, но стяжали спасение во Христе, в Церкви. На внутренней стороне ковчега обычно помещают образ того святого, чьи мощи заключены в нем.
С древнейших времен существует традиция помещать часть святыни в изображение целого – в соответствии с верой в то, что она несет в себе благодать целого. Например, частицу мощей святого могут поместить в его изображение, иконное или рельефное. Так, часть главы апостола Андрея Первозванного, пребывающая в Свято-Пантелеимоновом монастыре, почивает в ковчеге, украшенным скульптурным изображением лика этого святого. При этом часть мощей – лобная кость – вставлена на свое анатомическое место. Кстати, ковчег этот украшен удивительными по изяществу и свежести цвета эмалевыми вставками, напоминающими красоту русских полей и лугов и, по-видимому, говорящими о том, что апостол Андрей проповедовал на землях будущей Руси.

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного
Для частиц древа Креста Христова издревле создавались кресты-мощевики, нередко очень красивые. Например, в скиту Праведной Анны на святой горе Афон частица Креста Христова хранится в кресте «процветшей» формы, украшенном затейливой серебряной филигранью. Этот крест снабжен съемной подставкой, так что можно предположить, что он использовался как напрестольный. Более распространенный вариант – кресты-мощевики без подставок, которые в свою очередь почивают в ковчегах. Ковчег в таком случае обычно имеет форму книги. Драгоценный крест с частью Древа Христова часто является центром композиции реликвария: вокруг него располагаются частицы мощей святых. Символика такой композиции указывает на Царствие Небесное, где святые вечно предстоят Воскресшему Спасителю, а также напоминает о Древе Жизни – то есть Древе Крестном, плодоносящем среди Небесного Иерусалима, как об этом говорится в Апокалипсисе. Такую композицию мы видим, в частности, рассматривая реликварий монастыря Протат на Афоне. Нередко рядом с крестом помещают изображения предстоящих ему святых. Таков ковчег с частицей Креста Христова, пребывающий в Афонском монастыре Ксиропотам.

В монастыре Ватопед на Афоне хранится глава свт. Иоанна Златоуста, ухо которого сохранилось нетленным. В боковой стенке мощевика сделана специальная дверца, и паломники могут видеть это ухо
Многие афонские реликварии демонстрируют нам не только ювелирное, но и иконописное искусство. Так, внутренняя сторона крышки ковчега, в котором хранится пояс Пресвятой Богородицы, украшена великолепным эмалевым изображением истории обретения этой святыни. Мы видим возносящуюся на небо в окружении ангелов Богоматерь, Которая спускает на землю собравшимся вокруг Ее гроба апостолам Свой пояс. Фоном для этого сюжета служит пейзаж Святой горы Афон с изображением Ватопедского монастыря, где пребывает святыня. Сам ковчег, имеющий правильную форму прямоугольного ларца, украшен сканными серебряными орнаментами и несет на своих боковых стенках еще несколько эмалевых изображений.
Филипп Филатчев