Хоругви и знамена

Русские войска на войну брали чтимые иконы, дабы заручиться небесной помощью. Та же функция возлагалась и на флаги со священными изображениями – и в допетровской Руси флаги эти зачастую представляли собой произведения церковного искусства. Таким образом, военный поход становился подобием крестного хода, а военные знамена нередко именовались хоругвями

 Хоругви – священные знамена Церкви с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом. Хоругвь представляет собой поднятое на высокое древко священное изображение с крестом, украшенное бахромой, кистями, позвонцами. Хоругви иногда делаются из металла с украшениями. Матерчатые хоругви чаще всего вышивают золотом по парче или бархату. Древки хоругвей обычно деревянные и высокие.Хоругви хранятся в храме, где их укрепляют возле правого и левого клиросов. Перед началом крестных ходов по благословлении священника хоругвеносцы, облаченные в стихари, извлекают хоругви и несут их впереди шествия. Как правило, хоругвеносцами являются мужчины.

 

Уже первый христианский император – равноапостольный Константин Великий – по откровению от Бога приказал устроить лабарум – сложное сооружение с полотнищем ткани, крестом и монограммой Иисуса Христа в верхней части, которое несли впереди войска

Можно предположить, что именно лабарум стал прообразом для знамен христианских правителей Византии, а затем и Руси. В «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается, что на русских военных стягах были изображены иконы Спасителя и святых. Рассматривая миниатюры Радзивилловой летописи, можно увидеть, что многие русские флаги имели навершие в виде креста.

Отправляясь в бой или поход, православные воины неизменно прибегали к молитве, прося Создателя о благословении и помощи. Войску сопутствовали священнослужители, совершались богослужения. Нередко на войну брали чтимые иконы, дабы заручиться небесной помощью. Та же функция, по сути, возлагалась и на флаги со священными изображениями – и в допетровской Руси флаги эти зачастую представляли собой сложные, искусно выполненные произведения церковного искусства. Таким образом, военный поход становился подобием крестного хода, а военные знамена нередко именовались хоругвями.

Знамя было не только воинским атрибутом. Известно, что у царя Алексея Михайловича Тишайшего имелось белое «ясачное знамя» с вышитым на нем золотым двуглавым орлом. Его разворачивали во время городских церемоний религиозного характера, в которых участвовал государь: шествия на осляти, крещенского водосвятия на реке. Отметим, что двуглавый орел, не являющийся сам по себе прямо религиозным символом, пришел на Русь из Византии, а в Греции флаг с таким орлом и сегодня является знаком Православной Церкви, который вывешивают при входе в храмы и монастыри. А вот военное знамя государя Алексея Михайловича было подобно иконе: выполненное из багряной тафты, оно украшалось образом Спасителя, весьма выразительно исполненным. Такие знамена освящались самим Патриархом и почитались как святыня. Эта традиция происходила из глубокой древности: уже упомянутое нами «Сказание о Мамаевом нашествии» свидетельствует, что князь Димитрий Донской, победив супостата, опустился на колени перед «чермным (красным) знаменем с образом Владыки Христа» и стал благодарственно молиться вслух.

На хоругви изображен коленопреклоненный Иисус Навин перед Архангелом Михаилом перед штурмом города Иерихона

Стяг, под которым шли в бой воины Иоанна IV Грозного, был поистине величественным. Имевший в длину около трех метров, а в высоту около полутора, он был носим двумя-тремя сильными ратниками, а при остановке укреплялся на земле, в которую втыкали заостренный нижний конец древка. По основе из дорогой китайской тафты был вышит целый набор священных сюжетов. «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга — золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами». Об этом знамени говорится в летописном сказании о взятии Казани: «И велел Государь хоругви христианские развернуть, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». На том месте, где во время осады города была укреплена эта реликвия, Иоанн Васильевич повелел возвести православный храм. Знамя царя Иоанна стало государственной исторической ценностью. Уже Петр I с благоговением относился к нему и именно под ним отправился в свой Азовский поход и на войну со Швецией.

На знамени бывшем с Ермаком при покорении Сибири, изображены стоящие на задних лапах ("восстающие") лев и единорог

В храмах Сибири с XVII столетия хранились знамена, под которыми шло в поход войско Ермака. Три из них сохранились в Оружейной палате, одно было утеряно во время Гражданской войны. Длина каждого стяга составляет около двух метров. На одном из знамен вышита сцена благословения Иисуса Навина архистратигом Михаилом. Как мы видим, этот сюжет был широко распространен на русских знаменах.

Два другие стяга весьма необычны. На них на синем фоне изображены стоящие на задних лапах белые лев и единорог, обращенные друг к другу. Столь оригинальное символическое изображение, созданное в эпоху, когда знаменем чаще всего служила икона, вызывает вопросы, ответ на которые весьма интересен. Изображение единорога было личной  эмблемой царя Иоанна IV Грозного, воином которого сознавал себя Ермак (как мы помним, покорив Сибирь, он не попытался создать там свое государство, но «поклонился» вновь приобретенными землями Русскому государю). Единорог был изображен и на печати Грозного царя. В XVI веке он считался государственным символом Руси наряду с «ездецом» – восседающим на коне вмч. Георгием Победоносцем: оба эти изображения с 1562 года помещали в медальонах на груди двуглавого орла. Фантастическое животное символизировало побеждающую силу и в то же время чистоту помыслов русских воинов. Его употребление восходит к словам 91 псалма: «И вознесется, яко единорога, рог мой». В свою очередь, лев являлся знаком отваги, мужества, могущества, царственности. Изображения льва и единорога употреблялись и на предметах царского быта. Так, на спинке костяного трона Иоанна Грозного наряду с двуглавым орлом изображены эти животные, стоящие на задних лапах по сторонам от царственной птицы.

Образ единорога встречался в государственной геральдике и позднее: мы видим его на печатях царей Бориса Годунова, Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Романовых. Изображали единорога и на знаменах.

Примечательно, что круг мифических животных, изображаемых на знаменах, не ограничивался двуглавым орлом, львом и единорогом. Так, на начальническом прапоре XVII века, хранящемся в Эрмитаже, мы видим все три эти изображения, а также солнце и луну в виде «личин» (круглых человеческих лиц) и двух драконов. На ротных знаменах конца XVII столетия изображение единорога соседствует с Голгофским крестом. Широко распространены были изображения грифонов – фантастических крылатых львов. Их можно увидеть и на знаменах Иоанна Грозного, и на двойном троне царей Петра I и его брата Иоанна. Очевидно, что образы мифических животных воспринимались в рамках православного мировоззрения – в соответствии с эстетикой XVII столетия, когда символические изображения были распространены очень широко, в том числе и в иконописи.

Знамя Большого полка, датируемое 1654 годом, то есть употреблявшееся в правление царя Алексея Михайловича, было украшено несколькими композициями, имеющими глубокий символико-идеологический смысл. Большую часть его полотнища занимает образ Пресвятой Богородицы, молящейся за Русскую землю. Пречистая изображена на фоне храма с узнаваемыми луковичными куполами, молитвенно простирающей руки ко Христу, Который склоняется к Ней с небес. К Богородице, в свою очередь, обращаются многочисленные святые и ангельские силы. На треугольном откосе знамени в медальонах изображены ангел, святой всадник (предположительно – Георгий Победоносец) и крест, окруженный шестикрылыми Херувимами.

В Оружейной палате Московского Кремля хранится малинового цвета знамя, под которым князь Дмитрий Пожарский шел освобождать Россию от иноземного нашествия. На одной его стороне изображен Спас-Вседержитель с Евангелием в руке. На другой стороне знамени – Иисус Навин, преклонивший колено перед благословляющим его на бой архангелом Михаилом. Древний воин изображен во вполне русском облике: на голове его остроконечный шлем, на ногах сапоги. Очевидно, что библейский сюжет здесь использован как пример Небесного покровительства войску, сражающемуся за истинную веру.

 

Алина Сергейчук