Архиепископ* Егорьевский Марк (Головков) – глава Управления зарубежными учреждениями Русской Православной Церкви, а также Северного и Северо-Западного викариатств Москвы и временный управдяющий Австрийской и Венгерской епархий. Наш журнал обратился к владыке с вопросами, связанными со строительством и благоукрашением храмов – как в России, так и за рубежом.
*(Ныне - митрополит).
- Владыка, как Вам удается все успевать при обилии выполняемых Вами послушаний?
- Жизнь показывает, что, когда у человека мало обязанностей, он привыкает не ценить время. Имея большое количество послушаний, учишься экономить время и обращать внимание на главное. И тогда, зачастую, удается сделать даже больше. Справиться со всем позволяет правильная организация дел и, конечно, Божия помощь.
- Во вверенных Вам викариатствах строится немало новых храмов. Какие препятствия приходится преодолевать?
- Встречаются сложности с восприятием храмов жителями районов, где они строятся. Бывает, протестуют те, кто оказался вовлеченным в противостояние Церкви по своему неразумию или недомыслию, поддавшись чьей-то пропаганде. В большинстве же своем жители Москвы относятся к строительству храма благожелательно. Даже многие из тех, кто вначале был настроен критично, в результате оказываются очень рады, что у них будет храм. Еще есть трудности организационного, финансового характера. Но, слава Богу, нам помогают местные власти – префекты Северного, Северо-Западного округов, Зеленограда. Хочу сказать, что сейчас во всех этих округах хорошие руководители, которые понимают, насколько важно возведение храмов, и мы видим полное содействие местных властей. Это очень важно. У многих храмов есть благотворители – это тоже важная составляющая успеха.
- А что бы Вы посоветовали настоятелям, у которых серьезных благотворителей нет?
- Правильно расставлять приоритеты. Один предприниматель рассказал мне, как некий батюшка просил у него крупную сумму денег на дорогой иконостас. Тот отказал. Просить на роскошный золоченый иконостас – то же, что предлагать подарить вам «Мерседес» на основании того, что это – хорошая машина. Не надо думать, что в только что построенном храме обязательно должно быть великолепие. Для начала можно сделать, например, иконостас без позолоты. Со временем – найдутся люди, появится возможность, и вы замените его более богатым. Зачем брать на себя ярмо, создавать проблему для себя и окружающих, и потом ее решать? Главное – чтобы было, где молиться. И постепенно все придет. Храм должен создаваться усилиями общины, чтобы люди понимали, что они сами несут ответственность за свой приход.
- Но часто речь идет о желании восстановить все так, как было до революции?
- Не обязательно делать в точности то, что было до разрушения, если нет средств. Например, в древности храмы были небольшими. Или посмотрим на храмы Русского Зарубежья, которые часто создавались эмигрантами в совсем убогих местах (например, в гараже). Есть храмы маленькие и вместе с тем красивые. Храм – это место для собрания церкви, общины, которая служит и молится Богу. Мы называем храм небом на земле, мы хотим, чтобы красота и благолепие церковное возводили ум и душу человека к Богу. Но должна быть мера во всем. Зачем священнику нести на себе излишние тяготы, вместо того, чтобы заниматься основным – пастырской работой.
- Кстати, за рубежом сейчас открывается немало новых приходов Русской Православной Церкви. Как удается строить для них храмы?
- Приходы создаются. Например, один из самых динамичных регионов – Италия. Там у нас уже более пятидесяти общин, а в первой половине 90-х не было ни одной. Первым появилось представительство в Бари, затем, в начале 2000-х – приход в Риме и т.д. Приходов у нас много, а храмов мало. Где же совершается богослужение? – Чаще всего, мы пользуемся католическими храмами. Недавно я вернулся из Венеции, где мы совершали службу в арендованном у католиков здании. Священник или архиерей договаривается с местным епископом и, как правило, общине дают храм. У Католической церкви храмов много, но не все они используются. Часто помещение выделяют просто на основе добрых отношений, иногда заключают договор аренды с символической или серьезной платой. В некоторых случаях храм выкупается и становится православным. Так, в Цюрихе православная община купила здание протестантского храма и перестроила его. Иногда же бывает, что православным выделяют время для службы. Священник приносит с собой антиминс, складной иконостас, сосуды, а после службы все собирает и уходит. Так было, например, в Эмиратах, когда у нас еще не было своего храма. Это, конечно, очень неудобно – но такова реальность, потому что построить храм – дело дорогостоящее. Иногда бывает проще купить какое-то здание и переоборудовать его, чем возводить церковь с нуля. Сейчас идет речь о том, чтобы получить постоянный храм в Швеции, потому что тот, который мы арендуем сейчас, очень маленький. А года два назад один либеральный шведский пастор заявил в своем в интервью, что у них слишком много храмов и государству их поддержание дорого обходится, поэтому стоит отдать значительную часть зданий другим конфессиям, а еще лучше – взорвать. Представляете, священник сказал такие слова!
- Как прихожанам узнавать, где будет совершаться богослужение?
- Для этого и работают приходские сайты. За границей сайт является даже большей необходимостью, чем в России. На приходской страничке есть расписание служб, указан адрес храма, есть карта, на которой показано, как до него добраться. Даже в тех храмах за рубежом, которые имеют постоянное здание, как правило, богослужение совершается не каждый день. Есть храмы, где служат ежедневно – например, храм Трех Святителей в Париже, но это редкость. А на портале Патриархия.ру мы опубликовали карту и список русских храмов в дальнем зарубежье, чтобы человек, отправляющийся в путешествие, знал, куда он сможет придти помолиться.
Беседовали Марина Клочкова и Алина Сергейчук,
журнал "Благоукраситель" № 39, 2013 г.