Вместе с Ларисой Гачевой – руководителем художественной мастерской ПСТГУ мы рассматриваем созданные ее коллективом иконостасы и размышляем о том, как рождается это удивительное произведение, объединяющее труд множества людей.
- Иконостасы, созданные мастерскими ПСТГУ – очень разные...
- В Мемориальном комплексе « Катынь» мы работали над иконостасом для храма Воскресения Христова, построенным архитектором Дмитрием Пшеничниковым, работали с опытным церковным проектировщиком Андреем Фехнером, к сожалению, почившим вскоре по завершении работы. Шатровый русский храм возведен на месте страданий и гибели множества людей. Его иконостас – это некий образ пасхальной радости, торжества Воскресения на месте мученичества. Поэтому в колорите золото сочетается с праздничным многоцветием , при доминантном красном цвете. Иконостас деревянный, украшенный позолоченной резьбой, с яркими цветными тяблами, иконы написаны на золотых фонах, в древнерусских традициях. Мы брали за основу московскую школу живописи XV-XVI веков, но старались подчинить колористику икон единству цветового аккорда: богатого, пасхального. Стилистика резьбы – русских иконостасов XVII века. Особенность Катынского иконостаса в том, что место праздничного ряда в нем занимает страстной цикл, иконы местного ряда также наполнены страстной тематикой и темой мученичества в 20-ом веке. Это была очень серьезная разработка. Верхний праотеческий ряд – авторский, образы очень интересные, традиционные, но не имеющие прямых аналогов.
- Как соотносятся ориентация на древний прототип и творчество художника?
- Для современных художников большой соблазн – прямое копирование, калькирование.. Да, церковный художник должен в первую очередь освоить традицию изнутри, вжиться в нее. Но в точности повторять древние образцы в современном церковном искусстве лучше избегать. Не секрет, что во многих храмах сегодня можно увидеть одинаковые деисисы, скопированные с иконостасов Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, Благовещенского собора Московского Кремля, собора Кирилло-Белозерского монастыря. Из-за такого нехудожественного копирования внешней формы возникает эклектика, образы начинают мельчать, тиражироваться. Кажется, облик тот же – а духа нет.
- Иконостас храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Новодевичьем монастыре относится примерно к тому же времени, что и созданный для храма Катыни, но имеет совершенно иной облик.
- Здесь мы ориентировались на традицию второй половины XVI века. Автор проекта самого иконостаса – архитектор И. Уткин. Отправной точкой для живописно-колористического решения стала икона Спаса Смоленского из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостас по образу задумывался как напоминание о рае Божием, что явилось в сочетании золота и зеленоватых оттенков: в местном ряду иконы написаны на золотых фонах и заключены в зеленые рамы, другие два ряда несут в себе иконы на зеленых фонах. Иконостас представляет собой цветную стену в раме из темного дерева.
- Иконостас для храма вмч. Димитрия Солунского в Хорошево, возводимого по «Программе-200».
- Храм построен в русских традициях. За основу стилистики иконостаса мы взяли искусство Владимиро-Суздальской Руси, в которой было очень сильно почитание вмч. Димитрия Солунского. Обратились и к традиции раннего Московского княжества. Прототипом декора «тела» иконостаса, которое выполнили из известняка, стали мотивы рельефов белокаменных русских соборов 12-13 веков. Иконы обрамлены в басменные рамы, со специальной отделкой «под старину» с дробницами с изображениями святых: вокруг образа Спасителя апостолы, вокруг Пресвятой Богородицы – пророки.
- Иконостас имеет довольно сложную форму.
-Изначально, перед нами была поставлена архитектурная задача оставить открытой конху алтаря – там будет написано изображение Божией Матери. Храм очень широкий, и, если бы мы стали делать одноярусный иконостас, «растянуть» его на эту ширину было бы не эстетично. Пришлось обратиться к иконостасам эпохи модерна, по-своему воплощавшим искусство Древней Руси. В результате родился сложный, богатый силуэт трехъярусной алтарной преграды. У нас был талантливый молодой проектировщик Олег Мокрушин. Иконы решили писать на светлых фонах, чтобы алтарная преграда выглядела единой светлой стеной : белый камень, белый фон и крепкие монументальные силуэты самих Образов Стилистической отправной точкой для икон послужил тронный образ вмч. Димитрия Солунского12в., хранящийся в Третьяковской галерее и некоторые древние иконы Московского Успенского собора. В нашей мастерской был полностью разработан весь проект, и написаны 4 иконы местного ряда и все врата. К сожалению, полного художественного воплощения задуманного образа этого иконостаса не получилось, поскольку иконы в два верхних ряда было поручено писать иконописцам другой мастерской , и они были решены в привычной для этой мастерской стилистике, более поздней, нежели та, в которой работали мы. Специалист эту разницу заметит.
- Взаимопонимание участников работы над иконостасом очень важно...
- Да, и с практической, и с духовной точки зрения. В иконостасе нам явлено единство Церкви во времени и пространстве: Господь, Божия Матерь, все святые, жившие в разные времена, история человечества, вплоть до грядущего Страшного Суда. И работа над иконостасом это – соборное дело единой команды: архитекторов, проектировщиков, художников, мастеров резьбы, ювелиров и, конечно, духовенства. Бывают ситуации, когда художнику дают лишь какую-то часть работы или когда приходится писать иконы в уже существующий иконостас. Но тогда очень важно «приписаться», влиться в общее русло: пообщаться с другими участниками работы, ознакомиться с проектом, чтобы, ни в коем случае не разрушить единство образа. Иконостас это сложный организм. Он должен быть смасштабирован как с самим храмом, так и с человеком, находящимся в нем. Надо найти художественный образ алтарной преграды: силуэт , пластику, стилистику декоративных элементов, которые связаны в первую очередь с архитектурой самого храма. А наполнение иконостаса – это живопись. И здесь очень важно взамопонимание благоукрасителей : и тех , кто проектирует, задумывает иконостас, и тех, кто исполняет задуманное, тех, кто создает «тело» иконостаса, и тех, кто пишет иконы. Необходимо соотнести между собой пропорции икон, пластические ритмы, композицию цветовых пятен... Фактически, это как роспись стены – должна быть найдена гармония целого и каждого образа в отдельности. Иконостас - явление Вечности и Соборности Церкви, что требует от его создателей и причастности Церкви, и настоящего человеческого единства в его исполнении, а это возможно только при четкой слаженности всех участников его создания.
Беседовала Алина Сергейчук