Резьба по дереву может быть очень разной. В современных православных храмах мы можем увидеть и объемные глубокие орнаменты, и более сдержанные и низкорельефные, и затейливые с обилием зооморфных образов. Ярким образцом средиземноморской церковной резьбы является убранство Киккского монастыря на острове Кипр.
Изображения животных в церковной символике имеют духовное значение, как правило, восходящее к Священному Писанию. Пожалуй, наиболее распространенные символические образы животных в христианской символике – это лев, орел и телец, указывающие на евангелистов, а также голубь, который символизирует Святого Духа. Кстати, голубь может указывать не только на Третье Лицо Святой Троицы, но и на праведную христианскую душу: в актах страданий древних мучеников встречаются описания того, как при их кончине души страдальцев покидали тело в виде белоснежной птицы.
Продолжение. Начало в №№68, 69
Внимание паломников, посещающих главный храм знаменитого Киккского монастыря на острове Кипр, неизменно привлекает кафедра проповедника, находящаяся высоко под сводами храма. Сплошь вызолоченная, ажурная от резьбы, она увенчана фигурой орла с распахнутыми крыльями. Эта фигура символизирует духовный полет, к которому призван проповедник, и, конечно, говорит о высоте слова Божия. Еще одного орла мы видим в росписи собора, на своде алтарной части. Он изображен парящим, при этом в когтистых лапах птицы находится главная святыня обители, да и всего Кипра – Киккская икона Божией Матери. Очевидно, что в данном контексте птица, которой «доверили» столь значимую реликвию, становится образом некоего небесного вестника.
В верхней части иконостаса собора Киккской обители под венчающим его распятием, высота которого превышает размеры любого из иконных рядов, мы видим писаное изображение еще одной птицы. Это пеликан, который пробивает острым клювом собственную грудь и питает струящейся из нее кровью птенцов. Природа дает нам множество образов, указывающих на реалии духовного мира, древность же дополняла эти образы причудливыми сказаниями, несущими в себе христианское значение, но далеко не всегда соотносящимися с практикой естествознания. Пеликан в данном случае становится символом Христа, питающего верных Своей Кровью.

Главная святыня Киккского монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» с древних времен закрыта от людских взоров покровом
Изображения птиц и животных мы видим и в резьбе Киккского соборного иконостаса, созданного в середине XVIII столетия. Алтарная преграда покрыта пышной, динамичной, ажурной резьбой и сплошной позолотой. И без того яркой композиции придают выразительности смело использованные автором разноцветные каменья и тонировка отдельных деталей. Художники, создававшие иконостас, щедро использовали образы местной природы. Вот тянутся к небу роскошные пальмы – символ воскресения и духовной победы. С пальмовыми листами в руках в древней Церкви изображали мучеников – тех, кто одержал верх над самой смертью. Вот на алтарной преграде вырезаны величественные кедры, знак благословения Божия, упоминаемый в Священном Писании: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане умножится» (Пс. 91, 13). Виноград – один из главных евхаристических символов. Пышные соцветия и затейливые извивы ветвей, создающие основу декора иконостаса, наводят на размышление о красотах рая.
Кронштейны для лампад, во множестве украшающих собой алтарную преграду, выполнены в виде птиц, львов, драконов. Наиболее очевидное символическое значение изображения льва – напоминание о всепобеждающей силе Божией и о силе истинной веры. Помимо этого оно несет в себе указание на воскрешение души, даруемое в Таинствах Церкви. Согласно древней легенде, львята рождаются мертвыми и оживают лишь после того, как родитель вдохнет в их легкие воздух. Также и подлинная христианская жизнь возможна лишь благодаря дыханию благодати Божией. Вариацией образа льва является его изображение с крыльями. Оно еще ярче говорит о духовной наполненности символа.
Непривычны и непонятны для носителей русской культуры изображения драконов, довольно широко распространенные в православном Средиземноморье. Одно из толкований их символики – в случае, если дракон изображен попираемым Крестом, – указание на победу Спасителя над злом. Но сам по себе дракон не обязательно является олицетворением врага Божия. Он может быть развитием образа змеи (змия) и напоминать о словах Христа: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Кстати, в этом аллегорическом значении изображение змеи употребляется при оформлении наверший архиерейских посохов, используемых и Русской Православной Церкви. В соборе обители вмч. Прокопия в Никоссии, являющейся подворьем Киккского монастыря, изображение извивающихся змей окаймляет верхнюю часть Царских врат. Во рту змеи держат пышные грозди с ягодами и цветами. Аллегория ясна: духовная мудрость, заключающаяся в истинном богопочитании и праведности, дарует людям Божие благословение и вечное спасение. Однако использование изображений змей как ярких положительных символов для нас, мягко говоря, непривычно. Здесь мы видим различие в менталитете северных и южных народов: в то время, как у нас змея не вызывает ничего, кроме страха и брезгливости, жители Средиземноморья видят в ней красивое Господне творение, поскольку, часто встречаясь со змеями, привыкли к ним. Нам сложно без содрогания слышать о чуде, происходящем на Успение в греческой деревне Маркопуло на острове Кефалония, где в храм сползается множество змей, становящихся в этот день абсолютно безобидными. Вероятно, для греков столь же непривычна икона прп. Сергия Радонежского или прп. Серафима Саровского, кормящего из рук грозного обычно медведя...
Образы животных и птиц украшают и архитектуру собора Киккского монасыря. На фронтоне его юго-восточного портала мы видим созданную в XI столетии лепную композицию: две птицы, сидящие по сторонам равностороннего креста и обращенные к нему. Это – указание на христианские души, тянущиеся к Божественной благодати. В древнем церковном искусстве можно встретить образы животных и птиц, пьющих струящуюся от Креста воду, – напоминание о словах «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41, 2). Похожую символику имеет изображение птиц, клюющих райские плоды или тянущихся к прекрасным соцветиям.
В иконостасе и фресках собора Киккской обители встречаются не только изображения растений, животных и птиц, но даже образ насекомого – пчелы. Крылатая труженица является символом монастыря. Это связано с чудом, положившим начало его истории, когда по воле Пресвятой Богородицы пчела указала отшельнику Исаие на подлинный древний образ Пресвятой Богородицы, написанный евангелистом Лукой. Помимо этого, пчела прекрасно иллюстрирует главные добродетели общежительного монашества: трудолюбие, послушание, способность уживаться и сотрудничать с ближними, упорядоченность в деятельности.
В убранстве греческих храмов широко используется изображение двуглавого орла – символа Византии, напоминающего о преемственности Православной Церкви, которая восходит к глубокой древности. Двуглавый орел как государственный и церковный символ заслуживает отдельного повествования. Геополитическое толкование этого образа очевидно: указание на Империю, владеющую землями от востока до запада. Христианское восприятие этого символа также весьма широко. В частности, двойственность орла не может не напоминать о Богочеловеческой природе Спасителя и о том, что верующий, живя на земле и по необходимости заботясь о выполнении своих земных обязательств, призван пребывать в постоянной обращенности к Богу.
Алина Сергейчук
Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры