«Радонеж» – это для серьезных людей. Беседа с директором общества «Радонеж» Евгением Константиновичем Никифоровым

- Евгений Константинович, мы беседовали с Вами семь лет назад, когда наше издательство только начинало работу. За эти годы многое изменилось. Вещание радио «Радонеж» стало круглосуточным... 

- Да. Появились новые программы, новые рубрики, новые авторы. Появился детский час, женский клуб, программы по искусствознанию, колонки наших знаменитых публицистов, колумнистов, таких, как Елена Чудинова. Как радио мы расширяемся, выходим в сеть интернет, где нас слушает 150 стран мира, это громадная аудитория.

 

- Кто ваш слушатель?

- Возрастная аудитория самая широкая. Каждый может найти в наших программах интересное для себя. Но концепция остается той же – как говорил Чехов, «нет жанров плохих кроме скучных». Поэтому мы работаем с колес: актуальность, яркие авторы, яркие люди, яркие личности – вот, собственно, в чем состоит наша концепция. Наши слушатели – это думающие верующие люди, которые хотят честной информации и точного анализа событий, не лукавого, не ангажированного. В основном, это взрослые люди – мы рассчитаны на сознательную часть Церкви.

 

- А что бы Вы сказали тем, кто придумал ироническую трилогию: «молиться, поститься, слушать радио «Радонеж»?

- Мы относимся к тем радиостанциям, которые не гоняются за слушателем, напротив – слушатель ищет нас. Если кто-то не проявляет интереса, нет у него потребности молиться и поститься, – соответственно, нет и желания слушать радио «Радонеж». «Радонеж» – это для серьезных людей, мы не понижаем планку, не заигрываем с аудиторией, не льстим ей – мы говорим серьезные вещи серьезным людям. Таких людей много – настолько много, что радио «Радонеж» умрет только тогда, когда умрут наши слушатели. Профессиональное радио – это дорогое дело. Спонсоров у нас практически нет, мы живем на пожертвования своих слушателей. Эти люди – серьезные, ответственные, умные, которые хотят слышать такое же умное и ответственное слово. А другие – что ж… Мы не развлекательное радио. Даже церковной музыки мы практически не даем. Когда мы пускаем немного больше музыки – нам начинают звонить, говорить: «ну что же вы занимаете время  песнопениями, когда надо дело делать, надо правду говорить, надо интересное рассказывать»… Поэтому, повторяю, мы работаем для взыскательного слушателя и не собираемся менять формат. Есть другие радиостанции – и они будут появляться, как возникают и новые православные газеты, журналы – с маленькими статеечками, которые легко прочитываются. В сказке про Буратино хорошо сказано о главном герое, что мысли у него были «коротенькие-коротенькие». Встречаются и такие люди – они бывают вполне добрыми, чистосердечными – Буратино был искренним мальчиком, и читал он азбуку с картинками. А «Радонеж» - это издание для других людей, и меня радует, что у нас есть аудитория, и она расширяется, причем потолка мы еще не видим.

 

- Отражает ли вещание «Радонеж» новые веяния в жизни общества и Церкви?

- Все новое, что появляется в жизни нашей Церкви – появляется у нас на радио, мы даем им высказаться. Мы это гарантируем.

 

- Есть ли у «Радонежа» миссионерская составляющая?

- Мы работаем с интеллигенцией. Она сегодня составляет большую часть верующих людей. Мы сейчас находимся в той же ситуации, что и в первые века Христианства – мы городская религия, религия тех, кто любит читать и осмысливать. Православия сегодня нет как класса (каких-то «церковных старушек») – это в далеком прошлом. Сейчас другая аудитория. В этом смысле «Радонеж» – и миссионерский проект. Для нас главное – не соврать. Кто нас услышит, прочтет, кто поймет, что это правда, что это интересно, что здесь они найдут Истину – те пойдут за нами, и придут в Церковь, а дальше начинается уже духовный подвиг.

 

- Должны ли православные в миссионерских целях пытаться стать «как все»?

- Нет, мы не должны становиться «как все». В том-то и дело, что мы инакие, мы – «иноки», и слава Богу, что мы не живем по законам мира, у нас другие ценности. Мир идет к концу чудовищными темпами. Потребительство, деньги – вот его знамя. И тут не надо никоим образом думать, что мы чего-то не успеваем или для кого-то смешны. Если кто-то смеется – это их проблемы. Главное – чтобы Бог не был поругаем, и наша совесть была чиста. Как сказано: люди увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Который на небесах – вот главная миссия. А бегать и уговаривать проституток или рокеров, или байкеров – ну, кому хочется бегать, занимайся бегом – но не надо к этому приплюсовывать Православие.

 

- По оценке протоиерея Всеволода Чаплина, газета «Радонеж» – одна из лучших интеллектуальных газет в современной России. Как удалось этого достичь?

- Это действительно так – может быть, не потому, что мы стали лучше, а оттого, что многие другие газеты сделались хуже. Снижается средний уровень, понижается уровень требований в российских СМИ, они становятся все более коммерческими. «Радонеж» – некоммерческое издание. Собственно, это единственное аналитическое религиозное обозрение в России, других просто нет. Газета должна быть интересной, ее читают, тираж достиг уже 60 000 экземпляров, думаю, в этом году мы выйдем на 100 000. Это востребованный, не искусственный тираж. Газета у нас распространяется в течение трех дней, она не лежит на прилавках.

 

- В наши дни, когда общество стало «информационным» и в нем постоянно идет информационная война за власть над душами людей – должна ли Церковь вести какую-то пиар-компанию – хотя бы для защиты от провокаций?

- Это вопрос далеко не праздный и достаточно сложный. Святейший Патриарх Алексий много об этом думал и пришел к выводу, что Церкви принципиально не нужна пиар-кампания. Самим своим правильным и праведным житием, правильными словами и действиями Патриарх Алексий привлек сердца миллионов. А ведь в начале и к нему было громадное недоверие: Ридигер – кто он, откуда он, а может, он какой-то скрытый католик? Святейшего такое отношение, конечно, очень огорчало, но он его мудро, стоически сносил и главное – не поддавался на провокации. Но какие-то вещи, помогающие людям со стороны увидеть Церковь, я думаю, необходимы. Например, то, что я в свое время предложил Святейшему Алексию и что мы уже много лет продолжаем делать со Святейшим Кириллом – выпуск птиц на Благовещение. Этот обряд, который мы восстановили, не был возрожден только ради любви к старине. Это тоже своеобразная пиар-акция. Телевидению нужна картинка. Что снимать: дикирий, трикирий, одеяния голубые, одеяния белые – светские журналисты и публика в этом не разбираются. А здесь – очень красивый символический жест: Патриарх вместе с детьми выпускает птиц. Это единственное богослужение в году, которое совершается в Благовещенском соборе Кремля. Дети читают всем Пушкинскую «Птичку». Содержание стихотворения непонятно без этого обряда. Вот такие «пиар-акции» – это правильно. Надо быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби, которых мы выпускаем, относиться ко всему рассудительно. Надо понимать, как что будет воспринято.

 

- А это не всегда удается…

- Недавняя ситуация с Киркоровым – когда на крещении своей дочери он обратился к гостям с амвона храма – была допущена из-за того, что настоятель не учел, с кем имеет дело. Злонамеренности со стороны клира не было. Они не знали, кто к ним пришел, а пришли «волки». Киркоров – это эстрадная мега-звезда. Пиар, скандал, слухи – это часть его профессии. У него есть пиар-менеджер, который специально всем этим занимается, провоцирует скандалы. И рассчитывать, что вы тихонько закроете храм, и никто не увидит, что Киркоров подъезжает на гигантском  розовом лимузине – просто наивно. Надо понимать, с кем вы имеете дело!

 

- Что же, не надо было крестить этого ребенка?

- Почему же… Ребенок невинен. Вся эта ситуация бесстыдна и отвратительна. Произошло попрание человечности – потому что суррогатное материнство, которое Киркоров стал проповедовать, античеловечно. Но дело даже не в этом. Православные были оскорблены тем, что он залез на амвон. Можно было принять его как человека, который тихо, без помпы, хочет окрестить младенца. У нас сегодня есть прослойка людей, которые живут скандалами, это их профессия. Без скандалов они – никто. Они и отыскивают эти «информационные поводы»: все эти истории с часами, с квартирами, унизительные по своей ничтожности. На них вообще не стоит реагировать. Мало ли, что кому привидится.

 

- А когда происходит оскорбление святынь делом?

- Когда доходит до такого, как с этими «пусями» – безусловно, тут уже нужен ответ. Иначе кощунства будут повторяться. Вот пожалуйста – в Киеве был совершен еще более отвратительный акт. На колокольню храма Святой Софии – еще одной святыни всего русского народа – взобрались полуголые девки с какими-то плакатами…

 

- Почему вдруг обнаружилась такая ненависть к Церкви?

- Задача глобальной закулисы – финансового капитала, который захватывает весь мир – сделать так, чтобы людьми было легче манипулировать. А манипулировать легко, когда люди не могут самостоятельно мыслить, когда у них нет убеждений, когда они атомизированы и единственная их ценность – деньги. Церковь противостоит формированию такого типа людей. Те, кто пытается настраивать общество против Церкви, как правило, даже не знают, чего они хотят. Эмоциональные образы, ругань: ненавидим Церковь, и все.

 

- Как же этому противостоять?

- Задача аналитического обозрения – в том числе, «Радонеж», – показать людям, что за этим стоит, каков реальный смысл того или иного высказывания. Самый простой пример – когда этих хулиганок называли девушками. Во-первых, в русском языке слово «девушка» имеет вполне определенное значение, связанное с целомудрием, невинностью – возникает положительный образ, устоявшийся в нашей культуре. К этим хулиганкам слово «девушка» никак не применимо. Это уже подмена понятий. Надо сразу же пресекать такие подмены – как и разговоры о толерантности, политкорректности, мультикультурности. Нас путают всем этим, мы уже сомневаемся: может, действительно так и надо? Задача православного СМИ – развенчивать манипуляции и восстанавливать честь, совесть, достоинство.

 

- Но почему простые люди – не проплаченные, не ангажированные – начинают верить тем, кто восстает против Церкви?

- Потому, что уровень самосознания и нравственной самооценки нашего народа крайне занижен. Люди бессознательно чувствуют себя самым ничтожным сословием. Рабским. У рабов нет ни чести, ни достоинства. А началось все в 1917 году, когда были уничтожены носители чести – офицерство, достоинства – дворянство, совести – священство. А то, что еще оставалось более-менее традиционного, унижалось в течение следующих семи десятилетий лет. Личность целенаправленно растаптывалась коммунистической властью семьдесят лет. В Храме Христа Спасителя не то, что ударили по щеке – там плюнули в душу народа. А народ настолько потерял чувство собственного достоинства, что еще думает: а может, так и надо? Может, так полагается? Есть простые вещи – когда унижают девочку – мальчик должен встать и нахалу дать по морде. Когда оскорбляют вашу мать – тоже самое. Есть простые вещи, которые бесспорны. Мы же спорим. А надо совершать действия. Люди, которые глумятся в интернете – это люди с выжженной совестью, без чести и достоинства. И мне их жаль – они тоже часть русского народа.

 

- Как Вы полагаете, не начнутся ли у нас вскоре новые гонения на веру – может быть, не с расстрелами, а такие, либерально-коварные…

- А может и с расстрелами, все может быть. Это всемирная тенденция, посмотрите, что творится на западе, там церковь уже испытывает это. Мы-то переживали двадцать лет мира, нас никто не трогал. Мы даже не осознаем, какими благами свободы пользуемся – когда на улицах городов висят перетяжки, поздравляющие нас с Пасхой или Рождеством, когда президент поздравляет премьера с церковными праздниками… А там – огульно обвинили все священство в педофилии. Вдруг появляется какой-то старик, которому это оплатили, и рассказывает, как его в детстве кто-то гладил по коленке. И из этого раздувается скандал. Выносят распятия из учебных заведений, запрещают носить крестик. На христиан идет война, и она будет продолжаться, потому что золотой телец всегда будет продолжать свою мерзкую деятельность, и мы должны это понимать. Мы должны быть солидарны с нашим священноначалием, что бы ни произошло, стоять плотными рядами, понимая, что идет враг, который готов облить грязью все, что для нас свято.

 

- Как, по Вашему мнению, следовало поступить с особами, устроившими кощунство в Храме Христа Спасителя?

- Так, как и поступили. Есть закон. Он придуман для того, чтобы охранять общество от воров, от разбойников, от хулиганов. Все совершенно нормально: они  совершили хулиганский поступок – их, соответственно, арестовали и будут судить. Вот пусть по суду и отвечают. Не так давно СМИ передавали, что в США некий официант в «Макдоналдсе» плюнул в стакан посетителю. Его посадили на двенадцать лет. Вот вам свободное общество – как оно относится к тем, кто совершает хулиганские поступки, оскорбляющие личность. Не сказали «да ладно, что уж там…» Действуют строгие законы, ограждающие личность от посягательств негодяев. А у нас в светских СМИ опять же происходит подмена понятий: от Патриарха требуют их освободить. Можно подумать, что эти особы сидят на Соловках или в подклете Новодевичьего монастыря. А мы, православные, тоже обсуждаем: судить их или не надо? А может быть, отпустить, простить, блинами накормить?.. Я долго над этим думал и пришел к выводу, что эти колебания – беда нашего народа. Мы должны восстанавливать чувство собственного достоинства у наших мальчиков, чувство совести у наших девочек, на примерах и древних, и нынешних. А они есть – примеры потрясающие, как с лейтенантом, который лег на гранату, защищая своих солдат.

 

Беседовала Алина Сергейчук