Ордена Российской империи: краткий экскурс в историю

Названия главных наград Российской империи звучат, как перечень образов в иконостасе: орден святого апостола Андрея Первозванного, орден святой великомученицы Екатерины… Каждый из орденов имел свой девиз, и звучали эти девизы также весьма благочестиво: «За веру и верность» (у ордена святого апостола Андрея), «Любящим правду, благочестие и верность» (орден святой Анны). Наградная система имела немало интересных деталей, забытых в наши дни…

 

Формирование орденской системы Российской империи

Система орденов Российской империи начала формироваться при Петре I, который в 1698 году ввел первый из них, посвященный апостолу Андрею Первозванному, почитавшемуся небесным покровителем России и, в частности, Петербурга (при закладке города в основание крепости был положен ковчег с частицей мощей этого святого). Образцом послужили ордена, уже существовавшие в то время в Европе, в первую очередь – святого Иоанна Иерусалимского (Иоанна Предтечи), известный также под именем Мальтийского ордена.

В допетровской Руси четкой системы наград не существовало. Царь жаловал отличившимся различные ценные и памятные подарки: от земель до шуб, перстней и т.п.

В Европе слово «орден» изначально означало рыцарскую или монашескую организацию, символ которой, носимый на одежде, нес лишь опознавательную функцию. Наградное значение орденские знаки стали приобретать только на рубеже XVII – XVIII столетий – как раз в то время, когда Петр начал укоренять ростки системы орденов на российской почве.

Орден Андрея Первозванного создавался как корпорация, основными задачами которой были: деятельность по распространению и защите православной веры, оказание помощи членам ордена и контроль соблюдения ими норм орденского статута (устава).  В то же время, в России принадлежность к ордену с самого начала рассматривалась как почетная награда. Вскоре были учреждены и другие ордена: в 1711 – Святой великомученицы Екатерины (им награждали дам), в 1725 г. – Святого Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II основала орден Великомученика и Победоносца Георгия, предназначавшийся при своем создании только для военных. В 1782 году учреждается орден Равноапостольного князя Владимира. В 1797 году Павел I вводит в России учрежденный в Гольштинии орден святой Анны.

С присоединением Польши, точнее, в 1831 году, после подавления польского восстания, в российский капитул вошли польские ордена Святого Станислава и Белого орла.

Изначально ордена считались исключительной принадлежностью дворян, при награждении орденом простолюдина он автоматически получал дворянство, которое распространялось и на его потомков. Затем эта ситуация изменилась. Ордена стали получать купцы – за благотворительность, чиновники – за беспорочную многолетнюю службу, священнослужители. Были введены особые наградные знаки для отличившихся в боях солдат и унтер-офицеров.

Не только почесть, но и ответственность

Император Павел I много сделал для систематизации орденской системы России. Он объединил все орденские корпорации в единое Кавалерское общество Российской империи, причем каждый орден занял свое место в четкой иерархии – от высших к низшим. Позднее ордена вновь стали независимыми друг от друга, но система старшинства была сохранена. Награждали обычно сначала менее значимыми орденами, затем – следующими по рангу. Награждение одним орденом дважды, за редчайшими исключениями, не производилось.

Орденский знак рассматривался не только как награда, но и как знак принадлежности к обществу кавалеров – собственно, ордену. Члены орденской корпорации платили взносы, которые расходовались в соответствии с уставом (капитулом) ордена, собирались в определенные дни на богослужения в орденской церкви, обеды, заседания. Торжественно праздновались дни небесных покровителей орденов, особенно – Андрея Первозванного и Георгия Победоносца, а также общий орденский праздник, который отмечался в день Архистратига Михаила. Для застолий кавалеров ордена изготавливались особые орденские сервизы, украшенные узорами, связанными с символикой ордена. Для членов каждого из орденов были разработаны особые костюмы, отличавшиеся у простых кавалеров и должностных лиц ордена.

Павел I возложил на кавалеров орденов серьезные обязанности: надзор и попечение над воспитательными домами в Санкт-Петербурге и Москве, московским Инвалидным домом, Екатерининской больницей и другими благотворительными заведениями, учреждение приютов для бедных. Для этого кавалеры платили немалые взносы, составляли комиссии. После разделения орденов благотворительная деятельность не прекратилась – так, александровские кавалеры при вручении им ордена делали единовременный взнос в размере 400 рублей, на которые существовал и работал Александровский комитет о раненых. Подобная практика существовала и при награждении другими орденами. Исключением был орден Великомученика Георгия, вручавшийся, главным образом, за боевые заслуги. Он не требовал взносов, напротив – георгиевским кавалерам предоставлялась пенсия и другие льготы.

Орденские храмы

У каждого ордена был свой храм, где кавалеры собирались на торжественные богослужения в урочные дни. Как правило, орденский храм был посвящен тому же святому, что и орден (хотя бывали и исключения). Отличительной чертой такого храма было изображение над входом в него знака ордена.

Церковью ордена святого апостола Андрея Первозванного со времен его учреждения был любимый Петром I храм Святой Троицы на Троицкой площади Санкт-Петербурга (первый храм, возведенный во вновь основанном городе. Снесен в 1933 году, в 2003 г. на его месте построен небольшой храм-часовня). Павел I построил для Ордена новый храм – собор св. Андрея Первозванного на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23, храм действует). Часть средств на его возведение была выделена из государственной казны, другую часть составили пожертвования кавалеров Ордена.

Церковью ордена Святой великомученицы Екатерины на протяжении его существования были последовательно несколько храмов: вмц. Екатерины в Таврическом дворце Петербурга, вмц. Екатерины при училище ордена Св. Екатерины (наб. р. Фонтанки, 36), храм Смольного монастыря. Ни один из этих храмов на сегодня не действует.

Церковь ордена Святого благоверного князя Александра Невского – Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Здесь же, в одном из корпусов Лавры, был оборудован зал для собраний кавалеров ордена. Расположение, говоря современным языком, штаб-квартиры ордена в монастыре не случайно – ведь сам орден был учрежден в честь перенесения в Санкт-Петербург мощей Александра Невского.

Церковь ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия посвящена другому святому – Иоанну Предтече. Она известна также под именем Чесменской церкви. (Храм действует, адрес: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12).

Церковью ордена Святого равноапостольного князя Владимира сначала был Софийский собор в Царском селе ( г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Софийская пл., 1. Храм действует), затем – Князь-Владимирский собор Санкт-Петербурга (Действует. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26).

Церковь ордена Святой Анны – храм праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге (ул. Моховая, 46, храм действует).

 

Внешний вид орденов

Звезда ордена Александра Невского

Орденские знаки всегда привлекали взор своей красотой, хотя вид их с течением времени изменялся. Так, звезды сначала не только изготавливали из металла, но и вышивали на одеяниях награжденных. С формированием орденской системы эта практика ушла в прошлое. Как правило, ордена изготавливали из золота и серебра, нередко – украшали драгоценными камнями и эмалями. Интересно, что нередко награждаемые самостоятельно заказывали ювелирам изготовление орденских знаков, либо при вручении им орденов оплачивали его стоимость. До правления императора Павла I знаки одного и того же ордена у разных кавалеров могли значительно отличаться друг от друга по виду: награжденные произвольно заказывали их размер и художественное решение, украшали драгоценными камнями.

Многие ордена имели несколько степеней, а также различные формы награждения. Каждый орден имел несколько знаков: как правило, это были орденский крест, орденская звезда и лента. Знаки разных степеней отличались друг от друга техникой изготовления, оформлением, способом ношения, иногда – материалом и размерами. Звезда была принадлежностью высшей степени ордена (у орденов Св. Георгия и Св. Владимира – первой и второй степеней), у каждой степени был свой крест. Кресты первой степени носили на специальной орденской ленте через плечо, второй (а при наличии в капитуле ордена четвертой степени – и третьей) – на шее, низшей – в петлице. Ленты, принадлежащие каждому ордену, имели свой цвет, ширина их строго регламентировалась.

Существовали также орденские медали.

Пожалуй, наибольшее число форм имел орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Это были четыре основных степени, которые вручались дворянам – офицерам, для нижних чинов, рядовых и унтерофицеров, в 1807 году был создан знак отличия – георгиевский крест, который затем также получил четыре степени. Особой наградой для боевых офицеров было золотое георгиевское оружие, которое вручалось за храбрость. Эфес такого оружия – сабли, шашки или палаша – был выполнен из золота, а иногда – украшен бриллиантами.

Существовали и коллективные награды – георгиевские знамена, штандарты и трубы. Их с честью носили полки, отличившиеся во время военных действий. Прославившиеся в боях военные корабли были украшены георгиевскими кормовыми флагами.

Награждение духовенства

Для священнослужителей существовала такая форма награды, как наперсный крест (для священников) или панагия (для архиереев) на орденской ленте. Награждали представителей духовенства и собственно орденскими знаками – при этом лица духовного звания именовались не кавалерами орденов, а сопричисленными к ним. Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте носили священнослужители, совершившие подвиги во время Отечественной войны 1812 года, Русско-Японской, Русско-Турецких, Первой мировой войн.

Среди священников и иерархов Православной Церкви были сопричисленные к высшему ордену Российской Империи – святого Андрея Первозванного. Его носили 22 архиерея и один протопресвитер Русской Православной Церкви.

Орденом Александра Невского были награждены многие церковные иерархи, в том числе, оставившие свой след в истории митрополиты Санкт-Петербургские Амвросий (Подобедов, награжденный, кстати, орденом Андрея Первозванного и многими другими, годы жизни – 1742–1818) и Гавриил (Петров-Шапошников, 1730–1801) – всего около 150 иерархов и 20 священников.

Сохранилось письмо обер-прокурора Святейшего Синода князя П.С. Мещерского, в котором он перечисляет представителей духовенства, награжденных орденом Князя Владимира и приводит причины награждений. «Именным Высочайшим указом 15 января 1827 года всемилостивейшее сопричислен к ордену Св. Владимира 3-й степени Архимандрит второклассного Антониево-Сийского монастыря за обращение в Христианскую веру более 1139 душ из самоедов и идолопоклонников; …бывший ректор семинарии Архимандрит Иннокентий … сопричислен к ордену Св. Владимира 2-й степени за сочинение классической книги Церковной истории; …сопричислен к ордену Св. Владимира 3-й степени Киевопустынно-Николаевского монастыря Архимандрит Варлаам за возобновление и устройство монастыря без пособий от казны»… Практически все эти награждения совершались по именному указу Государя-Императора.

Многие священнослужители были сопричислены к ордену святой Анны: за многолетнее служение в качестве настоятелей храмов, попечителей о бедных, законоучителей. Этим орденом награждались не только архиереи и священники, но и диаконы. Орден Святой Анны с мечами (особая награда для участников военных действий) носили полковые священники.

После революции 1917 года орденская система Российской империи была отменена, затем стала постепенно создаваться новая иерархия орденов, в которой за ними осталась лишь функция наград. Система орденов Российской федерации находится в состоянии формирования: появляются новые государственные и церковные награды, возрождаются некоторые старинные ордена. Вручают награды и общественные организации. Какие из них станут действительно почетными, сделаются неотъемлемой системой культуры российского общества – покажет время.

 

Алина Сергейчук