Витраж был изобретен в православной Византии, где он использовался и для благоукрашения храмов, что подтверждается данными археологии. Витражи украшали окна собора, ставшего образцом для множества православных храмов – Святой Софии Константинопольской. Они представляли собой многоцветную мозаику, не имевшую определенного сюжета. Подобные витражи были принадлежностью и других церквей Византии, Святой земли, Сирии. Почему же память об этом почти исчезла?
Забытая традиция
К сожалению, витраж хрупок и гибнет одним из первых. Столетиями стоят, медленно разрушаясь, стены поруганных храмов, на которых еще можно увидеть следы древних росписей; долго сохраняют остатки позолоты купола. А о многоцветных стеклах, выбитых при первом налете разрушителей, уже не остается памяти. Поэтому традиция украшения православных храмов витражами, не раз прерывавшаяся бурями истории, и оказалась преданной забвению. Витраж воспринимается как почти неотъемлемая часть интерьера готического европейского собора, где он является практически единственным ярким пятном на фоне лишенных росписи стен, а о витражах византийских православных храмов уже почти не осталось памяти. Между тем, упоминание о них можно найти в литературных источниках. Так, римский поэт Пруденций, живший в IV–V столетиях по Р.Х., сравнивал цветные стекла в окнах византийской базилики апостолов Петра и Павла с цветочным лугом.
Развитие технологии
Византийские витражи не несли в себе никакого иконописного образа, но были просто яркой мозаикой, пропускавшей через себя солнечные лучи, которые, преломляясь, наполняли помещение разноцветными бликами. Сюжеты (изображения людей и животных, цветочные композиции и т.п.) появились в витражном искусстве лишь в Х столетии. Что же послужило причиной этой перемены?
Изначально появление витража было вызвано не только эстетическими, но и чисто практическими соображениями. В древности не существовало технологии, позволявшей создавать большие, абсолютно прозрачные пластины стекла. А маленькие разноцветные кусочки прекрасно складывались в радостную композицию. Цвет стеклу придавался не с помощью росписи, а путем добавления красителей в стеклянную массу. С годами технология создания витражей усложнялась. Появились свинцовые переплеты, в которые вставляли стекла. Но технологический перелом произошел в Х веке, когда стекло стали расписывать, а затем обжигать для закрепления рисунка. Это дало мастерам возможность создавать образы, почти не уступающие по тонкости живописным. Впрочем, сюжетные витражи были уже принадлежностью убранства преимущественно западных храмов.
Витраж в русском храме
Сегодня не многим известно, что витраж имел свою долгую историю и в российском церковном зодчестве. Уже в некоторых из первых русских храмов, возведенных в домонгольский период, окна были составлены из разноцветных кусочков стекла или слюды. Впрочем, практика эта не получила широкого распространения – возможно, ввиду того, что оконные проемы русских храмов были весьма невелики (что диктовалось, в первую очередь, климатическими условиями). В более позднее время, в XVII столетии, витраж вновь вошел в интерьер русского храма. Как правило, он украшал окна церквей, построенных для себя знатью – князьями и боярами. Вероятно, данная тенденция пришла в храмовое зодчество из светской архитектуры: терема и палаты в то время нередко смотрели на мир яркими разноцветными оконцами.
Во времена Петра I русское зодчество, в том числе и церковное, подверглось активному воздействию западных веяний. Привезенные из-за рубежа витражи заняли места в интерьерах православных храмов. Так, царь Петр подарил Л. К. Нарышкину привезенные из Нарвы витражи, и боярин вставил их в окна возведенного им в своей усадьбе храма Покрова (в Филях). Сюжет витражей имел светский характер. Создавались и собственные, российские витражи, представлявшие собой почти точную копию польских образцов.
Самобытные церковные витражи появились в России в XIX веке – в эпоху модерна, неорусского стиля, сочетавшего в себе стремление к возрождению родной старины и тяготение к яркости, эклектичности, замысловатости стиля.
Одним из первых стал интерьер Исаакиевского собора, все элементы которого согласовывались со Святейшим Синодом. Огромный заалтарный образ, выполненный в технике витража, стал прототипом для витражных заалтарных икон многих российских храмов. К счастью, этот витраж, один из немногих, сохранился до наших дней. Эскизы Храма Христа Спасителя, разработанные архитектором Константином Тоном, также предусматривали использование витражей.
Сегодня витраж вновь возвращается в храмы России, что особенно отрадно – все более освобождаясь при этом от западных, католических влияний. Чаще всего витражной делается запрестольная икона – атрибут именно православного церковного убранства. Встречаются и витражные окна. Образа обычно выполняются в стиле, соответствующем православной традиции. Ярким образцом современного витража, отвечающего православной традиции, можно назвать изображение Распятия с Предстоящими, украшающее окна Поминальной часовни Свято-Данилова монастыря г. Москвы (1994 г., авторы: Л. Аль-Нуман, Е. Бабкина). Впрочем, чаще витражные образа все же посвящаются Воскресению Христову, чему способствует сама суть витража, радостно блистающего от лучей солнца.
Витражная икона несет в себе глубокую символику: сияющий солнечными лучами образ Христа напоминает молящимся о том, что Господь – «Солнце правды», «Восток востоков», а само по себе стекло – символ чистоты и непорочности.
Елена Вишковская