Церковное искусство переживает расцвет

Защита проекта росписи Крестовоздвиженсчкого храма, дипломница Зимина А., руководитель Гачева Л.Г.

Кафедра монументального искусства ПСТГУ. Три преподавателя и студентка увлеченно обсуждают роспись алтаря, рассматривая сделанный на небольшом макете эскиз. «А может быть, стоит оставить побольше «воздуха» под образом Троицы в конхе, чтобы ноги Ангелов не «опирались» на головы написанных в нижнем ряду святых?..»

На вопросы отвечают заместитель заведующего кафедры доцент Игорь Юрьевич Самолыго и старшие преподаватели доцент кафедры Светлана Викторовна Васютина и Лариса Георгиевна Гачева .

 

Каждый год на кафедре монументального искусства ПСТГУ защищают от 3 до 7 проектов украшения храмов стенописью и мозаикой. Некоторые из них воплощаются в жизнь. Например, в 2019 году завершилась работа над росписью Никольского собора Хотьковского женского монастыря под Москвой. Проект этой росписи был создан в качестве дипломной работы студенткой ПСТГУ Ольгой Водичевой под руководством доцента Игоря Юрьевича Самолыго. А затем бригада студентов и преподавателей под руководством того же И. Ю. Самолыго начала реализацию росписи площадью почти 4 тысячи квадратных метров. Работа шла 5 лет, и Святейший Патриарх Кирилл дал ей высокую оценку. Сотрудничество с ПСТГУ дает приходам и монастырям возможность за небольшое пожертвование, несравнимое с платой за разработку программы стенописи какой-либо мастерской, получить проект, составленный на высочайшем уровне. Над каждым выпускным проектом работает целая кафедра – не только студент, но и его педагоги.

 

- Как же молодые художники и настоятели находят друг друга?

- Батюшка может обратиться к нам и попросить сделать проект росписи его храма. Но чаще бывает, что сам студент берется работать над храмом, который чем-то близок ему. Например, в этом году член нашей дипломной комиссии прот. Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству Русской Православной Церкви, обратил внимание на работу дипломницы Александры Зиминой, – рассказывает Лариса Георгиевна Гачева, руководитель этой дипломной работы. – Александра попросила у наместника Крестовоздвиженского монастыря с. Погост-Крест, близ которого она проводила лето, благословения снять размеры храма, чтобы делать свою квалификационную работу. Она прониклась темой: русская архитектура, тематика Страстей Христовых. Система росписи, художественное решение очень соответствуют месту, эпохе. И отец Леонид сказал, что напишет в этот монастырь рекомендацию принять проект к исполнению. Братия восприняли этот проект как чудо, молятся о том, чтобы он был воплощен... Но, к сожалению, средств на роспись у них пока нет. Вот такие ситуации бывают.

Проект росписи и мозаики Троицкого храма, дипломница Магурова А., руководитель Васютина С.В.

- Многие приходы стремятся расписать храм как можно дешевле и быстрее, опуская планку и выбирая наиболее упрощенный вариант, а студенческие проекты имеют довольно высокий уровень. Не всегда удается это согласовать. – Вступает в разговор Игорь Юрьевич Самолыго – Но тем, кто хочет украсить храм на высоком художественном уровне, сотрудничество с ПСТГУ позволяет сделать это. У института есть возможность делать качественные работы. Когда работает обычная мастерская, на первый план часто выходят сроки, средства. А у учебного заведения есть ресурсы для длительной проработки вариантов, художественных деталей, которая не вписалась бы в экономические рамки. Над каждым проектом работают профессора, академики, в их числе – заведующий кафедрой академик Е.Н. Максимов. Это своеобразный «котел», в котором варятся настоящие творческие идеи и рождаются продуманные вещи, достойные реализации.

 

- Как ведется работа над проектами?

- Наша задача как педагогов – помочь студентам осуществить наилучшее прочтение храма. Работа начинается за 2-3 года до защиты диплома. Помимо макетов росписей, студенты создают фрагмент в материале. Для меня, – делится Светлана Викторовна Васютина, – очень важно, чтобы молодой художник умел работать в мозаике, фреске. Поэтому я, к примеру, привлекла дипломников к работе над храмом прп. Саввы Сербского в Белграде, где руководила одной из бригад. В результате по окончании обучения все они были приглашены к участию в благоукрашении этого храма. Общение педагога со студентом, преемственность поколений очень нужны. Важно, чтобы студент видел в преподавателе старшего товарища, наставника и не разрывал отношений по окончании университета. Многие выпускники звонят мне, советуются, я им предлагаю работу. Все мы когда-то уйдем, и хочется, чтобы в наших учениках остался свет...

 

Защита проекта росписи и мозаики храма Архангела Михаила в Красногорске, дипломница Е. Циркуленко, руководитель Васютина С.В.

- Как происходит дальнейшая реализация проекта?

- Бывает по-разному. Каждый наш педагог может профессионально руководить росписями, созданием мозаики, иконостаса. Если приход поручает работу кафедре – мы создаем бригаду из преподавателей, студентов, выпускников. – Говорит Игорь Юрьевич. – А бывает и так: церковная община нанимает выпускника, разработавшего проект, платит ему зарплату, а тот потихоньку в одиночку расписывает церковь, работая над ней несколько лет. Например, наша выпускница Анна Филатова уже 5 или 6 лет в одиночку расписывает храм в Строгино, проект убранства которого был ее дипломной работой. Получается весьма достойно. Много лет работая над росписью храма, художник переживает ее, вкладывает в эту работу душу и создает уникальное произведение. Настоятель этой церкви понял, что проект, разработанный на кафедре, лучше, чем типовой.

 

- Для каких еще храмов проекты убранства были разработаны студентами ПСТГУ?

- Среди реализованных нами проектов – роспись Свято-Владимирского храма в главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке, стенопись домовой церкви сщмч. Петра, митрополита Крутицкого в Традиционной гимназии в Москве. Наша выпускница реализует свой проект в храме Рождества Христова в Волгограде. Разработано убранство верхней и нижней церквей храма Владимирской иконы Божией Матери в с. Никольское Тверской области. Это очень интересные интерьеры, где мозаика соединяется с росписью.  Храм прав. Алексия Мечева, построенный по «Программе-200», украсился стенописью, посвященной темам новомучеников и московских святых. Очень интересной была защита проекта убранства, соединяющего фреску и мозаику, созданного для храма в космическом центре в г. Королев. Один из лучших наших проектов – стенопись и мозаика, разработанные студенткой Анастасией Мангуровой для величественного собора Живоначальной Троицы на Борисовских прудах – он еще не воплощен. Если этот проект будет реализован на соответствующем уровне, получится настоящее произведение искусства.

 

Роспись храма св. равноап. вел. кн. Владимира, главное здание ПСТГУ. Роспись выполнила бригада монументальной кафедры под руководством Самолыго И.Ю.

- Студенты ПСТГУ разрабатывают проекты и для зарубежных православных храмов?

- Да. Например, Николай Третьяков создал проект стенописи для греческого храма. В 2017 году была защита дипломного проекта росписи храма Всех святых в Страсбурге. А сейчас наша дипломница разрабатывает мозаичное убранство для церкви женского монастыря, находящегося в горах Черногории. Сестры очень хотят реализовать его. Они взяли у нас макет храма с написанным на нем эскизом и ездят с ним по Европе, собирая пожертвования. За рубежом есть потребность в русских художниках. – Размышляет Светлана Викторовна. – Я проехала на машине несколько государств, читая лекции, и могу сказать, что в России сегодня самый высокий уровень церковного искусства. Стремление возродить утраченное подняло наших мастеров на высоту. Думаю, что лет через сто будут говорить о расцвете храмового искусства в наши дни. Да, сейчас у нас масса проблем, но какие рождаются иконы, мозаики, росписи! И я надеюсь, что и наш институт вносит достойный вклад в это.

 

Беседовала Алина Сергейчук

В ознаменование трудов на благо Церкви и России по итогам 2019 года журнал «Благоукраситель» награждает грамотой коллектив кафедры Монументального искусства ПСТГУ Номинация: «Воспитание профессиональных кадров для церковного благоукрашения»

ФЦХ ПСТГУ. Москва, ул. Малая Лубянка, 16 +7 (495) 098-01-12 Дипломные мастерские монументальной кафедры. Москва, ул Малышева, 11, стр. 2, 8 +7 (929) 585-65-93 art.pstgu.ru