Кафедра монументального искусства ПСТГУ. Три преподавателя и студентка увлеченно обсуждают роспись алтаря, рассматривая сделанный на небольшом макете эскиз. «А может быть, стоит оставить побольше «воздуха» под образом Троицы в конхе, чтобы ноги Ангелов не «опирались» на головы написанных в нижнем ряду святых?..»
На вопросы отвечают заместитель заведующего кафедры доцент Игорь Юрьевич Самолыго и старшие преподаватели доцент кафедры Светлана Викторовна Васютина и Лариса Георгиевна Гачева .
Каждый год на кафедре монументального искусства ПСТГУ защищают от 3 до 7 проектов украшения храмов стенописью и мозаикой. Некоторые из них воплощаются в жизнь. Например, в 2019 году завершилась работа над росписью Никольского собора Хотьковского женского монастыря под Москвой. Проект этой росписи был создан в качестве дипломной работы студенткой ПСТГУ Ольгой Водичевой под руководством доцента Игоря Юрьевича Самолыго. А затем бригада студентов и преподавателей под руководством того же И. Ю. Самолыго начала реализацию росписи площадью почти 4 тысячи квадратных метров. Работа шла 5 лет, и Святейший Патриарх Кирилл дал ей высокую оценку. Сотрудничество с ПСТГУ дает приходам и монастырям возможность за небольшое пожертвование, несравнимое с платой за разработку программы стенописи какой-либо мастерской, получить проект, составленный на высочайшем уровне. Над каждым выпускным проектом работает целая кафедра – не только студент, но и его педагоги.
- Как же молодые художники и настоятели находят друг друга?
- Батюшка может обратиться к нам и попросить сделать проект росписи его храма. Но чаще бывает, что сам студент берется работать над храмом, который чем-то близок ему. Например, в этом году член нашей дипломной комиссии прот. Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству Русской Православной Церкви, обратил внимание на работу дипломницы Александры Зиминой, – рассказывает Лариса Георгиевна Гачева, руководитель этой дипломной работы. – Александра попросила у наместника Крестовоздвиженского монастыря с. Погост-Крест, близ которого она проводила лето, благословения снять размеры храма, чтобы делать свою квалификационную работу. Она прониклась темой: русская архитектура, тематика Страстей Христовых. Система росписи, художественное решение очень соответствуют месту, эпохе. И отец Леонид сказал, что напишет в этот монастырь рекомендацию принять проект к исполнению. Братия восприняли этот проект как чудо, молятся о том, чтобы он был воплощен... Но, к сожалению, средств на роспись у них пока нет. Вот такие ситуации бывают.
- Многие приходы стремятся расписать храм как можно дешевле и быстрее, опуская планку и выбирая наиболее упрощенный вариант, а студенческие проекты имеют довольно высокий уровень. Не всегда удается это согласовать. – Вступает в разговор Игорь Юрьевич Самолыго – Но тем, кто хочет украсить храм на высоком художественном уровне, сотрудничество с ПСТГУ позволяет сделать это. У института есть возможность делать качественные работы. Когда работает обычная мастерская, на первый план часто выходят сроки, средства. А у учебного заведения есть ресурсы для длительной проработки вариантов, художественных деталей, которая не вписалась бы в экономические рамки. Над каждым проектом работают профессора, академики, в их числе – заведующий кафедрой академик Е.Н. Максимов. Это своеобразный «котел», в котором варятся настоящие творческие идеи и рождаются продуманные вещи, достойные реализации.
- Как ведется работа над проектами?
- Наша задача как педагогов – помочь студентам осуществить наилучшее прочтение храма. Работа начинается за 2-3 года до защиты диплома. Помимо макетов росписей, студенты создают фрагмент в материале. Для меня, – делится Светлана Викторовна Васютина, – очень важно, чтобы молодой художник умел работать в мозаике, фреске. Поэтому я, к примеру, привлекла дипломников к работе над храмом прп. Саввы Сербского в Белграде, где руководила одной из бригад. В результате по окончании обучения все они были приглашены к участию в благоукрашении этого храма. Общение педагога со студентом, преемственность поколений очень нужны. Важно, чтобы студент видел в преподавателе старшего товарища, наставника и не разрывал отношений по окончании университета. Многие выпускники звонят мне, советуются, я им предлагаю работу. Все мы когда-то уйдем, и хочется, чтобы в наших учениках остался свет...
- Как происходит дальнейшая реализация проекта?
- Бывает по-разному. Каждый наш педагог может профессионально руководить росписями, созданием мозаики, иконостаса. Если приход поручает работу кафедре – мы создаем бригаду из преподавателей, студентов, выпускников. – Говорит Игорь Юрьевич. – А бывает и так: церковная община нанимает выпускника, разработавшего проект, платит ему зарплату, а тот потихоньку в одиночку расписывает церковь, работая над ней несколько лет. Например, наша выпускница Анна Филатова уже 5 или 6 лет в одиночку расписывает храм в Строгино, проект убранства которого был ее дипломной работой. Получается весьма достойно. Много лет работая над росписью храма, художник переживает ее, вкладывает в эту работу душу и создает уникальное произведение. Настоятель этой церкви понял, что проект, разработанный на кафедре, лучше, чем типовой.
- Для каких еще храмов проекты убранства были разработаны студентами ПСТГУ?
- Среди реализованных нами проектов – роспись Свято-Владимирского храма в главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке, стенопись домовой церкви сщмч. Петра, митрополита Крутицкого в Традиционной гимназии в Москве. Наша выпускница реализует свой проект в храме Рождества Христова в Волгограде. Разработано убранство верхней и нижней церквей храма Владимирской иконы Божией Матери в с. Никольское Тверской области. Это очень интересные интерьеры, где мозаика соединяется с росписью. Храм прав. Алексия Мечева, построенный по «Программе-200», украсился стенописью, посвященной темам новомучеников и московских святых. Очень интересной была защита проекта убранства, соединяющего фреску и мозаику, созданного для храма в космическом центре в г. Королев. Один из лучших наших проектов – стенопись и мозаика, разработанные студенткой Анастасией Мангуровой для величественного собора Живоначальной Троицы на Борисовских прудах – он еще не воплощен. Если этот проект будет реализован на соответствующем уровне, получится настоящее произведение искусства.
- Студенты ПСТГУ разрабатывают проекты и для зарубежных православных храмов?
- Да. Например, Николай Третьяков создал проект стенописи для греческого храма. В 2017 году была защита дипломного проекта росписи храма Всех святых в Страсбурге. А сейчас наша дипломница разрабатывает мозаичное убранство для церкви женского монастыря, находящегося в горах Черногории. Сестры очень хотят реализовать его. Они взяли у нас макет храма с написанным на нем эскизом и ездят с ним по Европе, собирая пожертвования. За рубежом есть потребность в русских художниках. – Размышляет Светлана Викторовна. – Я проехала на машине несколько государств, читая лекции, и могу сказать, что в России сегодня самый высокий уровень церковного искусства. Стремление возродить утраченное подняло наших мастеров на высоту. Думаю, что лет через сто будут говорить о расцвете храмового искусства в наши дни. Да, сейчас у нас масса проблем, но какие рождаются иконы, мозаики, росписи! И я надеюсь, что и наш институт вносит достойный вклад в это.
Беседовала Алина Сергейчук