Православный некрополь

На старых кладбищах сохранились памятники, всматриваясь в которые, можно многое понять о людях минувшего: их нравах, вкусах, чаяниях и даже материальных возможностях. В былые времена, как правило, хоронили вокруг храмов. Для некоторых монастырей некрополи стали значимой частью их бытия – духовного и материального. Братия или сестры ухаживали за могилками, молились об усопших, а пожертвования за погребения составляли существенную часть доходов обители.

 

Самая простая и доступная форма надгробия, практически забытая в наши дни – голубец. По сути, такой памятник представлял собой небольшую деревянную часовенку на ножке: «домик» для иконы защищала двускатная крыша. Ножка иногда делалась узорной, резной и превращала голубец в самобытное произведение народного искусства. В голубец могли поместить икону или небольшой литой крест; его украшали росписью или резными текстами молитв. Были распространены кресты-голубцы: к вертикальному столбику добавлялась поперечная перекладина, которая и служила опорой для «домика». Крест-голубец объединял в себе две формы: собственно крест и часовенку для иконы. Эта форма надгробия была одновременно очень доступной, простой, красивой и символичной. Даже самые скромные люди могли вырезать или заказать мастеру деревянный крест-домик, который непременно получался самобытным и живописным.

Надгробие крестьянки. Коломенское

В дореволюционной России простонародью были доступны и сложные, монументальные памятники. Гуляя по парку Коломенское, среди полуразрушенных старинных надгробий вблизи храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, видишь хорошо сохранившийся памятник из светлого резного камня. Его трудно не заметить: словно кто-то уберег это надгробие от волн времени, не пощадивших его соседей. Сплошь покрытый резными надписаниями камень – символический саркофаг. Вплотную к нему стоит памятник: вертикальный, с округлым верхом и стилизованными резными полуколоннами по углам. К сожалению, не сохранились икона, которая явно стояла в зияющей ныне нише, и крест, венчавший собой надгробие. Читаем надпись на памятнике: «Крестьянка ...села Марфина... Александра Васильевна Васильева и младенец ея Николай». Скончались они в 1883 году. Массивные, искусно выполненные каменные памятники на могилах простолюдинов XIX – начала ХХ веков встречаются сплошь и рядом.

Отметим, что вытянутый вверх каменный памятник с конической крышей и иконкой в верхней части напоминает архаичные русские голубцы. Вообще, композиция: памятник – икона – крест была распространена очень широко. До наших дней дошло немало остовов этих памятников, зачастую – пострадавших от времени. Лишенные крестов и икон, нередко замененных фотографиями почивших, они и сегодня стоят на кладбищах. Иногда можно увидеть небольшой металлический крестик, заменивший собой утерянный каменный.

С начала XIX столетия до нас дошли надгробия эпохи классицизма, принадлежавшие представителям дворянства и интеллигенции. Округлые стелы с искусно вырезанными из камня стилизованными складками ткани, изваянные скульпторами бюсты, декоративные урны...

В XIX столетии были широко распространены надгробия в виде массивных каменных саркофагов. Многим покажется неожиданным, что они вовсе не обязательно дополнялись стоящим рядом распятием. Крест мог быть просто начертан на верхней части надгробия и/ или на его фасадах.

На Преображенском кладбище Москвы мы видим интереснейший памятник русского модерна – «глухую» часовню, созданную молодым на тот момент архитектором Шехтелем на могиле Морозовых, тех самых, тщанием которых была построена Морозовская больница. Этот памятник – нечто среднее между часовней (он выглядит он как часовенка) и обычным надгробием (помещения внутри него нет). Малая архитектурная форма создана из двух пород камня: в основу из сероватого известняка врезан мраморный крест. Светлый камень оттеняет контрастный мозаичный фриз и золотая кровля. Еще один фриз, из резного камня, своей деликатной пластикой подчеркивает выразительность мозаики.

Часовня на могилах фабрикантов Левченко. Донской монастырь

Семейные склепы и надгробные часовни сохранились на многих старинных кладбищах. Немало их и в Донском монастыре. Каждое из этих строений – небольшой памятник архитектуры. Многие из них декорированы мозаикой, резьбой по камню. Часовня на могилах фабрикантов Левченко – прекрасный образец русского модерна. Она украшена мозаичными иконами, выполненными по эскизам В. Васнецова, а также каменной резьбой, изображающей довольно затейливый герб. Мозаичный образ свт. Николая Чудотворца, расположенный на боковой стене часовни, почитаем верующими как чудотворный.

Усыпальница, которую в 1909 г. возвели в Новодевичьем монастыре Москвы владельцы Трехгорной мануфактуры купцы Прохоровы, поражает воображение художественной тонкостью убранства. Связь Прохоровых с Новодевичьим монастырем была не случайна: здесь подвизалась в монашестве сестра главы семейства. Рассматривая часовню, мы видим, сколь любим был в начале ХХ века русский модерн. Массивные резные кресты, экспрессивные фигуры ангелов, держащих образ Спасителя – вырезанные на каменных стенах композиции погружают нас в атмосферу церковного искусства той эпохи.

 

Алина Сергейчук