Беседа с руководителем ООО «ИКОНИС» Павлом Никулиным
- В 2019 году вы украсили мозаикой открытую часовню при въезде в город Сургут.
- Часовню украсили выполненные нами мозаичные панно с образами Николая Чудотворца с одной стороны часовни и Спасителя – с другой. Проект этой мозаики мы долго подготавливали. Необходимо было учесть, что мозаики будут окружены природным пейзажем. И хотелось, чтобы мозаики соответствовали естественной гармонии цвета в природе. Мы подбирали цветовые решения, создающие необходимый колорит и гармонию даже спустя многие десятилетия установки на открытом воздухе. В итоге выбранные нами решения по цветовой гамме, сочетанию тонов и полутонов придает композиции наибольшую выразительность. А после установки мозаики с образом преподобного, заметили, что взгляд Николая Чудотворца оказался устремлен на дорогу, на проезжающие мимо машины, словно благословляя всех въезжающих и выезжающих в город. Таким образом, икона оказалась на своем месте.
- Этот образ будет открыт всем превратностям сурового климата. Мозаика устойчива против влаги, перепадов климата?
Мозаичная икона сама по себе достаточно долговечна и не теряет первозданного вида на протяжении веков. Смальта и натуральные камни, которые мы добавили для богаства оттенков, не выгарают на солнце, не трескаются от перепада температур. Поэтому мозаичные изображения предпочтительнее перед изображениями, выполненными краской в вопросе долговечности и устойчивости к климатическим превратностям. Однако климатические условия Сургута приравнены к районам Крайнего Севера. Температурный диапазон колеблется от -50 до +35 градусов, учитывая эти обстоятельства, чтобы сделать правильный выбор, мы закупили несколько видов клеевой смеси и различных добавок от самых передовых на сегодняшний день производителей и провели эксперименты, подвергая опытные образцы испытаниям, в том числе и после глубокого замораживания. В итоге экспериментов мы сделали комбинацию, которая показала наибольшую прочность, поэтому за долговечность этой мозаики мы спокойны.
- Завершающийся год для вас был богатым на работы по реставрации храмов и икон?
- Реставрация – ответственная работа. Неправильные действия могут повредить реликвию. Мы занимаемся реставрацией со второй половины 90-х годов, когда наша компания еще не оформилась в отдельную организацию, а работала как творческий коллектив художников-реставраторов. Уже тогда меня увлекал процесс преображения древних икон, когда из поврежденного временем образа восстанавливается древнее изображение. Икона помогает нам в молитве, а мы помогаем иконе, «лечим» ее от возрастных болезней.
- Богатый опыт в сфере реставрации позволяет вам браться за древнейшие иконы и настенные поверхности храмов?
- Сейчас мы реставрируем иконы и фасады монастыря XVI века, расположенного в Московской области. Летом этого года удалось поучаствовать в реставрации Академического храма Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, в котором я молился еще будучи студентом Иконописного отделения. Это особое чувство – когда полученные в своей alma mater знания и умения, преумноженные профессиональным опытом, можешь обратить во благо к ей. Это сродни чувству отданного сыновнего долга и благодарности.
- Одно из недавних направлений, которые вы развиваете в работе – микромозаика.
- Это миниатюрный вид мозаики, им украшают небольшие изделия. Как правило, микромозаика применяется при изготовлении ювелирных украшений. Мы взялись за изготовление пасхальных яиц в такой технике. Готовим к Пасхе целую коллекцию праздничных яиц с ювелирно точно набранными сюжетами и орнаментами. А к будущему году будем готовить и коллекцию детских и елочных игрушек, украшенных микромозаикой. Ценители прекрасного смогут украсить свои елки настоящими произведениями искусства. Такие игрушки станут настоящими семейными ценностями, которые помогут передать любовь к прекрасному следующим поколениям.
- Ваши мозаики выполняются в технике прямого или обратного набора?
Мы работаем в обеих техниках. Когда важно получить ровную поверхность мозаичного изображения, пользуемся обратным набором. Например, этот метод применяется для украшения полов. В остальных случаях выбор техники зависит от предпочтений заказчика. В последнее время все чаще предпочтение отдается «гладкой» мозаике обратного набора. Например, сейчас мы устанавливаем мозаичное панно свв. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, выполненный в технике обратного набора, в одноименном храме в станице Багаевская Ростовской области. Там владельцы зерноперерабатывающего предприятия совершают богоугодное дело – открывают храм на берегу Дона для своих сотрудников. Мозаика, которую мы выполнили для украшения входа в храм, как и вся роспись интерьера, выполнена в живописной манере для большей эмоциональной и художественной выразительности. В современной православной культуре сочетаются как канонические, так и реалистичные изображения святых.
Храм получается красочным, живым, с понятными простому верующему человеку образами, ликами.
Беседовала Наталья Зубкова