Одно из значимых свершений 2019 года – освящение Успенского собора Саровской пустыни, совершенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 31 июля. Этому торжеству Русского Православия предшествовали многолетние труды по воссозданию святыни.
Саровская пустынь – одна из самых почитаемых, строгих и значимых обителей Российской Империи. В ХХ столетии она была закрыта. На месте монастыря появился секретный город, где велись разработки ядерного оружия. Казалось, что святыню не восстановить. Но сегодня почти все храмы обители отстроены заново или отреставрированы, в них совершаются богослужения, идет монашеская жизнь.
Успенский собор Саровской пустыни и посвящением, и обликом напоминал о духовной связи с Киево-Печерской лаврой. Освященный в 1744 году, он стал первой каменной постройкой обители. Собор украшал величественный пятиярусный иконостас высотой 19 метров. Примечательно, что иконы его были выполнены в византийской стилистике. Собор был летним – в нем служили только в теплое время года. Зимой братия собиралась на богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Интересно, что по образцу Успенского собора было построено несколько храмов: Успенский в Вышенской пустыни (1785 год), Казанский в Казанском монастыре в Тамбове в 1794 году, Предтеченский в Трегуляевом монастыре в 1799 году и другие. При воссоздании святыни это помогло восстановить ее облик.
У стен Успенского собора погребали настоятелей обители и самых славных ее подвижников. В их числе был и прп. Серафим Саровский, над могилкой которого позднее была устроена небольшая поминальная часовня. В 1903 году в ходе торжеств по канонизации Саровского старца его честные мощи были обретены и положены в раке внутри собора. Перенесение мощей совершили лично Император Николай Александрович и великие князья.
В 2007 году археологи начали поиск остатков фундамента Успенского собора. Воссоздание главного храма Пустыни вошло в активную фазу в 2016 году. Храм отстроен в прежнем облике. При его возведении применены современные технологии, которые облегчают эксплуатацию здания.
Интерьер собора был воссоздан в стилистике, аутентичной для его архитектуры и эпохи, когда он был построен. Стенопись и иконостас Успенского собора выполнила мастерская "Ковчег". Храм украсила академическая живопись, лепнина. Художники разыскали сохранившиеся исторические материалы и на их основе составили проект интерьера собора. Хотя информация была неполной, исторические фотографии дали мастерам очень многое. Конечно, в программу росписи вошли и новые сюжеты, которых сегодня просто не может не быть в этом святом месте – в частности, из жития прп. Серафима. Иконостас собора был воссоздан по мотивам алтарных преград работы Растрелли, которому приписывают исторический иконостас Саровской пустыни.
Марина Клочкова