Побег, появившийся из мощных корней старого дерева, всегда растет быстрее, чем молодой саженец. То же происходит и с церковным искусством в России. В последние три десятилетия оно переживает бурное развитие, и сегодня можно смело констатировать, что за эти годы им пройдено уже несколько этапов. Издавая посвященные благоукрашению и строительству храмов журналы, мы воочию видим это.
Святая земля. Хеврон. Величественный и трагичный остов засохшего Мамврийского дуба. Верующие с трепетом наблюдали за увяданием тысячелетнего дерева, памятуя о поверье, что с его гибелью кончится и жизнь мира. Но – от корней исполина проросли два молодых побега. В память о ветхозаветных праотцах их назвали Авраамом и Саррой…
Приведем всего одни пример. Еще несколько лет назад церковные художники авторитетно говорили о том, как важно соблюдать историческую стилистику произведения – например, стенописи или иконостаса. Критиковали тех, кто не соблюдал это правило. Сегодня же вопрос о том, в каком стиле работает мастер, вызывает у многих снисходительную усмешку: мол, негоже подражать предшественникам, пора бы сформировать свой стиль.
Конечно, церковное искусство не умирало в России никогда. Рассматривая миниатюры Палеха, мы видим в их композиционных решениях, в стилистике изображений явственный отсыл к иконописи. А вот картина «Партизаны пришли», написанная в 1975 г. Татьяной Назаренко. Сюжет ее трагичен: партизаны снимают с виселицы казненных гитлеровцами людей. Вокруг в молчаливой скорби собрались жители села. В композиции этого полотна трудно не увидеть параллели с образом «Снятие со Креста». Молчаливо взирающие женщины в платках – словно Жены-Мироносицы. Мужчина поддерживает охваченную скорбью пожилую женщину, мать одного из убитых, – аллюзия на образ Богоматери, утешаемой Иоанном Богословом…
Посещая русские храмы, мы видим многообразие художественных решений, техник благоукрашения, традиций и вкусов. И все же можно выделить несколько основных направлений. Русь, Византия. Дерево, камень, металл. Множество церковных интерьеров оформлено резными деревянными иконостасами и киотами. В орнаментах, даже если выполнены они разными мастерскими, зачастую угадываются схожие мотивы. Плавные линии, выразительные и объемные элементы, ажурные и в то же время довольно крупные. Значимое влияние на формирование этой стилистики оказали работы СвятоТроицкого братства г. Щигры – одного из первых предприятий, начавших создавать церковную утварь во второй половине ХХ столетия.
Впрочем, работы Щигровских мастеров весьма разнообразны. В 1990-е годы был создан величественный иконостас, украсивший храм прп. Симеона Столпника на Поварской в Москве. Подходя к этой небольшой белой церковке, кажущейся игрушечной на фоне высотных зданий Нового Арбата, даже не догадываешься, что войдя под ее своды, окажешься в совершенно ином мире. Изнутри храм кажется больше, чем снаружи. Взирающие со стен лики древних святых и пятиярусный тябловый иконостас возвращают нас во времена, когда храм этот был доминантой местности, а не ее жемчужиной, неожиданно открывающейся взору и дающей ему краткий отдых среди стекла и бетона.
Алтарная преграда храма прп. Симеона настолько соответствует духу древнерусского церковного убранства, что ее в свое время включили в престижный альбом «Шедевры мирового искусства». Невысокая узорная резьба, золотые орнаменты на цветных, красных и лазурных, фонах, выразительные коруны над образами Спасителя и Богоматери в местном (нижнем) ряду… В соответствии с традицией старинного зодчества мастера творили смело и дерзновенно, не стремясь подчинить все закону симметрии, ставшему обязательным в позднейшие эпохи. Над храмовым образом Введения мы видим сень с пятью изящными башенками, увенчанными маковками с крестами. Абрис этих башенок повторяется в обрамлении малых икон на Царских вратах. Прототипом для этого художественного решения стало убранство древних храмов Каргополья.
Следующей знаковой работой стал интерьер Иверской часовни у Воскресенских ворот Красной площади. Выразительность натурального дерева, пластика элементов, обрамляющих каждый образ и подчеркивающих архитектуру часовни, благородство резьбы…
Важным этапом для Свято-Троицкого братства стало создание интерьера главного собора Курской-Коренной пустыни. Художники создали масштабное, запоминающееся и великолепное церковное убранство. Сложная архитектура алтарной преграды: сочетания полуколонн, карнизов, изысканные контуры иконных рам. Переплетения растительных орнаментов, лучи света, льющиеся через сквозные узоры Царских врат и отражаемые покрывающим резьбу золотом. Эти мотивы многократно встречаются в позднейших работах различных церковных художников.
В Казанском соборе г. Элисты мы видим новые творческие решения. Двойные колонны иконостаса: сквозная золотая резьба наложена на тонированную основу. Золоченые резные обрамления храмовых арок и икон, перекликающиеся с алтарной преградой. Каждый храм – это особый мир со своей историей, пластикой, пространством. Скромный кафедральный собор Элистинской епархии благодаря новому убранству приобрел светлость и великолепие, помогающие восприятию красоты православного богослужения.
Иконостас храма равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Саранске – новое решение: масштабность, смелость архитектуры. В соборе Курской-Коренной пустыни алтарная преграда при взгляде на нее из основной части храма зрительно разделяется стоящими впереди храмовыми столпами. Здесь же мастера включили столпы в композицию иконостаса, обрамив их киотами. Эта алтарная преграда уже стала источником вдохновения для многих мастеров и заказчиков: в одной из южных епархий России в 2019 году кафедральный собор украсился иконостасом, в облике которого явственно угадывается творческое влияние данного прототипа.
Среди новых работ Свято-Троицкого братства – иконостас храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мичуринск Тамбовской епархии. Алтарная преграда объединяет в себе лучшие наработки художников Свято-Троицкого братства. При этом она несколько иная, чем описанные нами выше произведения щигровских мастеров. Кружево золотой резьбы здесь сочетается с цветными фонами, которые создают праздничное настроение. Синий, красный, золотой – вы словно находитесь в волшебной шкатулке или сказочном теремке. Интерьер храма соответствует его названию: изящное многоцветие убранства напоминает душе о радости, которую дарит нам красота Божьего мира. Привлекают внимание детали: ажурная сквозная резьба на диаконских дверях, архитектура колонн и фризов. Взор останавливается на образе Нерукотворного спаса в сиянии, помещенном над Царскими вратами – это интересное и необычное решение.
Иконостас высокий, пяти, а если считать иконописное изображение Распятие в самом верху, то и шестиярусный. В его облике прочитывается влияние русского храмового убранства XVII столетия.
С иконостасом в Скорбященской церкви перекликаются киоты, выполненные в той же выразительной, радостной стилистике. Некоторые из них вплотную соединены с алтарной преградой, другие находятся в отдалении от нее. Это создает единство и гармонию церковного интерьера. Ее поддерживают и храмовые аналои, выполненные с тем же искусством и тщанием, что и детали иконостаса. Мотивы резьбы, украшающей алтарную преграду, перекликаются с орнаментами стенописи. Интересно рассматривать, как изобразил, к примеру, виноградную лозу иконописец, а как – резчик.
Алина Сергейчук