Убеждение, что прогресс развивался линейно, представляя собой ровную непрерывную восходящую линию на протяжении всей истории человечества, по меньшей мере, наивно. Что вы скажете, к примеру, о том, что уже зодчие древнего Рима умели устраивать не только водопроводы, но и систему парового отопления?
Мы предполагаем, что некой вещи или умения не существовало в тот или иной период, лишь потому, что не имеем доказательств обратного. Как отапливались древнерусские храмы? Вопрос этот изучен довольно слабо. Церквей старше XVI столетия, имевших систему отопления, до нас не дошло, и исследователи теряются в догадках: неужели наши предки выстаивали многочасовые службы в промерзших помещениях?
Заслуживает доверия версия, что для совершения богослужений в холодное время года использовались отапливаемые деревянные храмы, не сохранившиеся до наших дней. Мы узнаем о том, что они существовали, лишь по упоминаниям, что во многих приходах в общей ограде стояло по две церкви – деревянная и каменная, с одинаковым посвящением. Но было ли это решение единственным?..
Одно из древнейших описаний системы отопления церкви мы находим в труде архидиакона Павла Алеппского «Путешествие в Московию», относящемся к событиям середины 50-х годов XVII века. Приехавшие из Сирии путешественники, патриарх Антиохии Макарий III и его спутники, были, мягко говоря, шокированы нашим климатом. «В первое воскресенье Рождественского поста наш владыка патриарх опять служил ... в верхней церкви, после того как истопили ее каптуры с вечера вследствие наступившего сильного холода. Оттого-то епископ и построил эту церковь, сделав для нее печь снизу, дабы, когда он будет служить в ней в холодное время, нагревали ее каптур с вечера большим количеством дров, а поутру открывали бы отдушники вверху и тепло входило бы в нее, так что в ней становилось словно в бане». Как мы видим, описываемый храм был «теплым» и отапливался с помощью печи, находившейся под ним.
Но тот же Павел Алеппский описывает службы в других русских храмах, которые не отапливались, и в которых во время богослужений в зимнее время года было настолько холодно, что вещество Святых Даров превращалось в лед. При этом службы были очень длительными. «Мы выходили от обедни только перед закатом, и когда еще мы сидели за столом, начинали уже звонить в вечерне, мы должны были вставать и идти в службе. Какая твердость и какие порядки! Эти люди не скучают, не устают, и им не надоедают беспрерывные службы и поклоны, причем они стоят на ногах с непокрытою головой при таком сильном холоде, не ропща и не скучая продолжительностью служб, которые до крайности длинны».
Древнейшие из отапливаемых храмов, о которых мы имеем точные сведения, относятся к XVI столетию. Это «трапезные» церкви монастырей: Ферапонтова, Пафнутьева-Боровского, Андроникова в Москве, Макарьевского в Калязине и других. Назначение этих палат было двойным: в них не только молились, но и трапезничали, здесь же проходили и собрания братии. Очевидно, что эти помещения – основное место сбора насельников обители – не могли не отапливаться. Во многих местах для этого служила древняя система, известная еще в античности: под храмом устраивали истопную – помещение с мощной печью, от которой шли отопительные каналы, скрытые в стенах. Интересно, что помимо отопительных, в храме устраивали и вентиляционные каналы: это было необходимо, чтобы в помещении не возник угар. Каналы располагались внутри стен таким образом, чтобы прогрев их был равномерным. Это способствовало и сохранности фресок. В подклете под трапезной палатой могла находиться и монастырская кухня. Печь, расположенная в истопной, бывала огромной. Ее топили мощными бревнами, которые тлели по целой неделе, обеспечивая ровное тепло в помещении на протяжении всего этого времени.
В XVII веке подобные системы стали обустраивать и в приходских церквях. В частности, отопительный канал, по которому поднимался горячий воздух, сохранился в храме Рождества Христова в г. Ярославле, построенном в середине XVII столетия. Таким же образом отапливались и светские здания. Древнейшие из известных – Грановитые палаты Великого Новгорода и Москвы, построенные в XV веке.
Другая система отопления была основана на небольших печурках, которые встраивались в стены – и от них, опять же, расходились отопительные каналы.
Каналы для отопления устраивали и в полах. Для того, чтобы они лучше прогревались, в качестве покрытия использовали металлические плиты. Эта система существовала вплоть до самой революции, причем не только в храмах. До наших дней дошли очень красивые узорные плиты из чугуна, которые не только согревали помещение, но и украшали его.
Итак, облицованные металлом полы – косвенный признак того, что храм отапливался с помощью воздушных каналов, расположенных под ними. Но, позвольте, уже в храмах Древней Руси такие полы делали – так может быть, эти храмы отапливались? К примеру, летопись сообщает, что в 1293 году татаро-монголы разграбили Успенский собор г. Владимира и «выдрали чудное дно медяное», украшавшее его. В церкви же Иоанна в Холме, согласно древнему источнику, «внутренний ...помост бе слит от меди и от олова чиста, яко блещатися яко зерцалу». Только ли о красоте заботились древние зодчие, применяя столь дорогостоящее решение? Остатки пола из медных плит были найдены и при раскопках древнего собора Боголюбского монастыря. В пользу гипотезы о том, что в храмы домонгольской Руси отапливались, служит находка, сделанная археологами в 2002 году в Самарской области и анонсированная РИА «Новости». Ученые обнаружили сооружение, напоминающее современную мини-котельную, которое располагалось в отдельно стоящем строении. Теплый воздух оттуда подавался в располагавшиеся рядом с ней здания. Возможно, здесь мы и находим ответ на вопрос, отапливались ли древние храмы.
Алина Сергейчук