При слове «эмаль» русский человек, скорее всего, представит себе произведение, выполненное в технике ростовской финифти. В этом ювелирном промысле запечатлена душа и природа России. Заснеженные поля и синева небес словно отразились на зеркальной поверхности финифти. Но эмаль может быть очень разной. В древней Византии эмальерное искусство было под стать характеру средиземноморской империи: экспрессия темного золота в сочетании с яркостью синего, черного, красного цветов так и пышет жаром южного солнца.
В Венеции, в соборе Сан-Марко, находится одна из жемчужин христианского ювелирного искусства – знаменитый Pala d'Oro – золотой алтарь. По сути, он представляет собой небольшой – всего 3,34 на 2,51 метра иконостас, выполненный в технике перегородчатой эмали на золоте. Pala d'Oro состоит из почти 250 эмалевых миниатюрных икон Спасителя, Богоматери, угодников Божиих, искусно выполненных византийскими мастерами.
Создавался Золотой алтарь не сразу. Его основой стали золотые пластинки, захваченные в в Константинополе, в монастыре Пантократор, в ходе IV крестового похода в 1204 году. Этот поход был переформатирован на ходу: вместо того, чтобы отправиться освобождать Гроб Господень, как это планировалось изначально, рыцари взяли штурмом и разграбили столицу православной империи. Заказчиком этого деяния выступила Венеция, соперничавшая с Византией в мировой торговле. В результате погибло множество драгоценных реликвий и памятников культуры. Золотым эмалевым миниатюрам из монастыря Пантократор повезло: они не только сохранились, но и стали основой одного из величайших произведений мирового искусства.
Миниатюры, захваченные в Константинополе, составили верхний ряд композиции Pala d'Oro. В той же стилистике, но уже по заказу правителя Венеции – дожа Пьетро Дзиани выполнялись мастерами из Византии и остальные эмалевые иконы, украсившие алтарь. Среди них – великолепный образ Христа-Пантократора, восседающего на троне, ставший центром композиции. По сторонам от Спасителя мы видим четырех евангелистов, внизу – Богоматерь-Оранту, молитвенно воздевшую руки к Божественному Сыну. Среди миниатюр этого необычного иконостаса нашли себе место сюжеты из жития апостола Марка, а также иконы множества святых и архангелов. Создание Pala d'Oro завершил дож Андреа Дандоло, заказавший в 1340-х годах готическую сребропозлащенную раму.
Иконные миниатюры, выполненные в технике перегородчатой эмали на золоте, были широко распространены в Византии. В том же трагическом 1204 году крестоносцы захватили в Константинополе хоругвь с рельефным, почти скульптурным изображением Архистратига Михаила. Одеяние, крылья и нимб Небесного воеводы украшены эмалями. На раме хоругви в круглых медальонах разместились миниатюрные эмалевые иконы Спасителя и святых и буквально оплетенные затейливым рельефным орнаментом. Это произведение ювелирного искусства было создано около 1000 года по Р.Х.
В музеях мира сохранилось немало памятников церковного убранства Византии, выполненных эмалью на золоте на рубеже I-II тысячелетий. Стилистика эта пришла и в другие православные страны: в Грузию, на Русь. Интересно наблюдать, как один и тот же сюжет, при почти одинаковой иконографии, воплощался разными художниками. Это можно увидеть на примере композиции Распятия Христова. Итак: Крест, Спаситель, Предстоящие. Узнаваемая общая деталь: кровь и вода, изогнутой струей брызнувшие из ребра Господня, бережно собираемы в сосуд. В этом сюжете явственно видно указание на Евхаристию.
Византийская икона 1145 года сохранилась в Мюнхенском музее. Тонкая проработка деталей, множество действующих лиц: здесь и мироносицы, и Лонгин-сотник, и воины, кидающие жребий о хитоне Спасителя. У каждого лица – свой яркий характер, свое настроение. Чего только стоит глава Адама в основании Креста, почему-то приобретающая характер некой белой маски, которая так и привлекает к себе взор! А брошенные щиты и мечи увлекшихся дележкой воинов! Эта бытовая беспечность контрастно оттеняет трагизм и величие происходящего в центральной части иконы...
В Грузии, в Тбилисском национальном музее, хранится крест-квадрифолий XI века, на котором воплощен тот же сюжет, но в гораздо более наивной манере. У Распятия – Богоматерь, Иоанн Богослов. Ангелы в небе. Две женские фигуры: обращенная ко Кресту и как бы уходящая от него. Есть версия, что это образы Церкви Христовой, вводимой Подвигом Спасителя в жизнь человечества и покидающей отвергнутого ею Мессию синагоги. Еще одна примечательная деталь: под горизонтальной перекладиной креста мы читаем греческую надпись, цитирующую слова Евангелия: «Мати, се сын твой. Сыне, се Мати твоя». В то же время, по контуру квадрифолия идет надпись на грузинском языке: «Христе, прославь кесаря, абхазского царя». Предполагается, что эта молитва упоминает о царе Георгии, правившем с 1072 по 1089 годы.
Наконец, музеях Московского Кремля хранится панагия, относящаяся к тому же XI столетию и воспроизводящая этот сюжет в еще более лаконичном и миниатюрном исполнении. Из предстоящих изображены только Богоматерь и Иоанн Богослов. Над распятием – два ангела, в условно-сказочных полуфигурах которых мерещатся сирины и алконосты, которые населят собой русский эпос немного позднее. Мы не знаем, выполнил эту работу русский мастер или грек. Надпись на панагии эллинская, оклад – русский, но более поздний, относящийся уже к XII-XIII векам. В любом случае мы видим здесь образец византийского искусства, ставший органичной частью отечественной культуры, усвоенный ею и ставший прообразом для произведений более поздних и национально-самобытных.
Алина Сергейчук