Православные обычаи, связанные со свечами

По бокам от иконостаса установлены ратарские свечи. Монастырь Троноша, Сербия

Восковая свеча – непременный атрибут богослужения с древнейших времен. У православных народов, помимо традиции возжигать свечи перед иконами, сложился еще целый ряд обычаев, связанных с ними. Молящиеся держат свечи в руках во время совершения соборования, отпевания, панихиды. Существуют особые венчальные и постригальные свечи. Помимо этого, есть и традиции, известные немногим.

 

В Сербии, в окрестностях монастыря Троноша, по сей день существует традиция ратарских свечей. Пожертвования на такие свечи собирают всем селом. Люди несут не только деньги, но и воск, и даже огарки. Из приобретенного и пожертвованного воска отливают две огромные свечи: высота их составляет 2 метра, толщина – около 20 сантиметров, а вес доходит до 50 килограммов. На Страстной седмице, в Великий четверг, люди торжественно, на руках, относят эти свечи в монастырь. На шествие собираются все верующие. В воротах обители их встречает священник. Впервые возжигают ратарские свечи на богослужении Великой Пятницы, после же они горят на службах в течение всего года, напоминая о том, что огонь Божественной благодати дарован нам Крестной Жертвой Спасителя.

Так несут ратарскую свечу. Сербия

В православных храмах Греции можно увидеть непривычные для нас двухуровневые подсвечники. Верхний их ярус засыпан песком, и богомольцы ставят туда свечки – как правило, небольшие, как и у нас. Нижний ярус представляет собой открытую металлическую поверхность с отверстиями разных диаметров, в которые можно поставить весьма массивные свечи. Свечи эти – высотой около метра благочестивые греки приобретают и возжигают в особо радостных случаях: например, в благодарность Богу за рождение ребенка, за исцеление от болезни и т.п.

В Русской Православной Церкви с давних времен существует чин освящения свечей, который совершается в праздник Сретения Господня перед Божественной Литургией. Этот чин содержится в требнике Петра Могилы – соответственно, не является лишь народным обычаем, хотя в современном Богослужебном уставе он отсутствует и в наши дни совершается не часто. Есть мнение, что он произошел от существовавшего еще в Византии обычая на Сретение совершать торжественные шествия с горящими светильниками. Шествия эти напоминали о словах праведного Симеона Богоприимца, относящихся ко Христу: «Свет во откровение языков» то есть Свет, просвещающий народы. В молитве, которую священник читает перед Царскими вратами, освещая свечи на Сретение, есть слова, поясняющие духовный смысл этой традиции: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека, грядущаго в мир, излей благословение Твое на свечи сия и освяти их светом благодати Твоея: изволи же, Милостиве, да яко сия светила, огнем видимым возжженные, ночную тьму прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть светлостию Святаго Духа просвещенныя, слепоты всяческих избежат…» Верующие приносят сретенские свечи в свои дома и возжигают их во время молитвы.

Еще один русский благочестивый обычай связан со свечами, которые зажигают во время совершения утрени Великой пятницы, известной как служба Двенадцати Евангелий. Слушая о Страданиях Сына Божия, верующие держат в руках горящие свечи. По окончании богослужения эти свечи не тушат: их огонь стараются сберечь, донеся его до дома. Здесь копотью от свечи рисуют небольшие крестики на косяках дверей и окон. Смысл этой традиции – тот же, что и у описанного нами сербского православного обычая: напоминать о Крестной любви Христовой.

 

Алина Сергейчук