Колокола для главного храма Вооруженных сил России, возводимого в парке «Патриот», отливались по проекту Колокольного центра Свято-Данилова монастыря. Мы беседуем с руководителем Центра иеродиаконом Романом (Огрызковым).
- Отец Роман, начну с традиционного вопроса. Чем Вам запомнился 2019 год?
- Средоточием всех наших трудов в 2019 году стал храм Воскресения Христова, возводимый усилиями Министерства Обороны в парке «Патриот». Мы говорили об этой работе в конце 2018 года, когда она только начиналась, а в августе колокола уже подняли на звонницу, в сентябре же мы завершили их настройку.
- Всех впечатляет масштаб и темпы строительства воинского храма.
- Да, очень профессионально выстраивается взаимосвязь между участниками, работа кипит, собор буквально растет на глазах. Совместная деятельность множества организаций на одном объекте – это крайне сложно, а здесь все согласовано. График нашей работы был сложным, поскольку он зависел от работ других бригад. Меня также впечатлила самоотверженность строителей, художников, мастеров. Все сознают, какое дело совершают, и трудятся, не щадя ни времени, ни сил.
- Что представляет собой колокольный ансамбль воинского храма?
- В наборе 18 колоколов, вес основного благовестника 10 тонн. Колокола отлили в Воронеже, на заводе «Вера». Ансамбль уникален, при разработке его оформлении применены новые художественные решения, которые перекликаются с обликом и интерьером храма.
- Сначала вы спроектировали схему размещения колоколов?
- Да. Затем мы рассчитали нагрузки: вибрационные характеристики яруса звона, системы балок, конструкции колокольни. В соответствии с этим дали рекомендации по увеличению прочности, которые были приняты и учтены при строительстве – потребовалась коррекция проекта. Разработали дизайн колоколов. Затем был спроектирован сам колокольный инструмент в полном виде: балки, подвесные устройства, помосты звонарей, элементы управления. Для благовестников мы изготовили подвесные устройства, которые позволили минимизировать вибрационные нагрузки на здание. Следующим этапом был монтаж помостов и настройка системы управления. Сейчас колокола готовы к звону.
- Сколько звонарей потребуется, чтобы привести в действие этот колокольный ансамбль?
- Два-три человека смогут наиболее полно задействовать все колокола, а с будничным звоном справится и один. Колокола расположены на одном ярусе, единым ансамблем, это очень удобно.
- На какое расстояние будет слышен звон?
- Колокольня высокая, рядом нет зданий, перекрывающих уровень звона, и препятствий звуку не будет. Поэтому его услышат за 5 километров, а может быть, и дальше. Это зависит и от погоды, и от ветра, и еще от целого ряда факторов.
- В этом храме рождается уникальная стилистика, основанная на сочетании православной и воинской символики.
- Да, как упоминалось, это отразилось, в числе прочего, в орнаментах и изображениях, которые украсили благовестники. Конечно, на колокольню будут приводить экскурсии. А еще при соборе планируется создать курсы звонарей, прежде всего для нужд армейских храмов.
- Такой объект не может быть осуществлен без спорных решений…
- Потому что это нечто новое, уникальное. У военных должен быть свой храм, который объединит все роды вооруженных сил, должно быть место для особых мероприятий: поминовения погибших воинов, торжественных богослужений в викториальные дни, молебнов, освящения знамен. Все жизненные события православного воина обычно сопровождаются, освящаются обращением к Богу. Вот для этого и создаются подобные храмы. И конечно, очевидно, что это должен быть совершенно отличный от других собор. По самой своей идее. Поэтому, мне не удивительно, что в убранстве храма использованы воинские атрибуты, которые по-своему интерпретируются, обрабатываются. Конечно, всему есть мера, и эту меру стараются соблюдать, за чем следят эксперты со стороны Церкви. Отец Леонид Калинин – специалист высокого уровня – вникает во все детали, очень грамотно ведет работу.
- Своим ходом у Даниловского колокольного центра идут и работы по литью колоколов и оснащению звонниц церквей.
- Куда-то в уходящем году мы лили полные наборы, а где-то дополняли уже имеющиеся. Дополнять колокольный набор всегда сложнее, чем создавать новый, потому что необходимо включиться в то, что есть, и внести в ансамбль гармоничное дополнение. Расширили новыми колоколами набор Троицкого храма в Лефортово (Москва), отлили несколько наборов в Подмосковье, Сибирь, в Архангельскую область, отдельные экземпляры отравились во Францию, Черногорию, Украину... Кроме литья мы, в частности, работали над еще одним большим проектом, проектом монтажа колоколов в Соловецком монастыре.
Беседовала Наталия Зубкова