Киот – значимый элемент убранства храма. Он может быть самостоятельным произведением церковного искусства или некой репликой фрагмента иконостаса. В богослужебных текстах «кивотом Божества» именуется Пресвятая Богородица. Киот – это некое вместилище, хранитель святыни, принимающий на себя часть ее сакрального значения. В славянском переводе Библии кивотом назван древний Ковчег Завета.
К сожалению, до наших дней дошло не много старинных киотов, а большинство из тех, что сохранились, относятся к XVIII–XIX векам. Киоты редко хранились с должным тщанием, поскольку их воспринимали как нечто вспомогательное – и потому, к примеру, могли уничтожить при обновлении интерьера. При этом, рассматривая немногие почти чудом сохранившиеся памятники старины, мы видим их самобытность и красоту.
Как и иконостасы, киоты создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле барокко, есть образцы классицизма, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами русского модерна. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.
Если икона это окно в Горний мир, то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные наличники окон. Другое значение киота – дом для иконы. Он сохраняет образ от внешних воздействий, защищает его. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с ризой иконы.
Рассмотрим несколько киотов, созданных в разные эпохи.
В середине ХХ столетия реставраторы вывезли из Каргополья и законсервировали удивительные киоты, созданные в XVII–XVIII веках. Русский Север всегда был местом, где, словно остатки снега весной, сохранялось архаичное церковное убранство, поэтому по этим артефактам мы можем судить о более древнем искусстве Руси.
Единое композиционное целое с киотом составляли резные фигуры свт. Николы Можайского. При этом киот мог быть как одинарным и открытым, так и тройным, сделанным по принципу складня. На дверцах складня мы видим писаные изображения угодников Божиих. Верхняя часть киота обрамлена резьбой, в которой легко угадываются мотивы резных орнаментов, украшавших деревянные дома. Такой киот создает сакральное пространство для резного изображения, превращается в миниатюрную часовенку или домик, где находится образ.
Очень интересна композиция «Голгофский крест», созданная в XVIII столетии. Она представляет собой восьмиконечный крест с распятием, обрамленный символическими аббревиатурами и заключенный в киот, выполненный в виде храма с пятью маковками. Интересно, что это художественное решение нашло воплощение в современном церковном искусстве: в частности, киотец с похожим силуэтом мы встречаем на некоторых из иконостасов, созданных Свято-Троицким братством г. Щигры.
Ту же композицию, но в плоскостном исполнении мы видим на другом резном панно, посвященном кресту, созданном в Каргополье в XVIII веке. Здесь крест и обрамляющее его изображение храма с куполами вырезаны на одной доске. Сюжет этот был широко распространен и заключал в себе духовное значение, которое наши предки стремились запечатлеть в образной картине храма и дома. Возможно, это мысль о том, что Крест Христов является центром мироздания, зерном, из которого выросло древо Церкви и что именно к тайне Жертвы и Воскресения Спасителя должны быть обращены все наши помыслы и чаяния.
Как мы помним, на Русском Севере деревянные элементы церковного убранства часто украшали росписью. Мастера расписывали тябла иконостасов, а на потолки деревянных храмов монтировали «небо» – круглую композицию из расходящихся секторами икон. До наших дней дошли старинные северные киоты, на которых сохранились остатки росписи, причем роспись эта могла имитировать, к примеру, мрамор. Кстати, судя по отпечатавшимся на киоте очертаниям некогда пребывавшей в нем реликвии, он обрамлял произведение медной пластики – литой крест, каковые во множестве встречались в русских домах. Такие кресты и иконки часто помещали на доске, вставив их в специально сделанные прорези, отчего такие кресты и иконы именовались врезными.
Совсем иную эстетику мы видим, рассматривая киоты, созданные в XVIII столетии в городах Центральной России. В их облике явственно прочитываются черты стиля барокко, а затем и классицизма. Образ «Избранные святые» заключен в подвесной киот, созданный в начале XVIII века и украшенный пышной позолоченной «флемской» резьбой. Серединой столетия датируется великолепный вызолоченный напольный киот, декорированный объемными выразительными резными изображениями райских растений. Когда-то этот киот украшал собой Никольский храм в Ростове Великом, затем оказался в Эрмитаже. В начале XIX века барокко уступает место классицизму – и появляются сдержанные, лаконичные киоты с небольшими резными акцентами на гладкой поверхности.
Эпоха модерна подарила нам удивительные по смелости произведения храмового убранства. Интереснейшие киоты создавались по эскизам знаменитого художника С. И. Вашкова Торгово-промышленным товариществом П. И. Оловянишникова с сыновьями, а также Художественными мастерскими М. К. Тенишевой в Талашкино. В этих работах смело комбинировались дерево, металл, камни. С церковной символикой соседствовали натуралистичные или выполненные в наивной манере изображения растений и птиц. Иногда в верхней части киота помещали еще одно иконописное изображение, написанное на самом киоте или заключенное в отдельную рамку. Особым явлением в церковном искусстве стали киоты, украшенные эмалью, которые по своей эстетике и ювелирности исполнения уверенно соперничали с ризами икон.
Алина Сергейчук