«Троица» письма прп. Андрея Рублева – пожалуй, самая известная из икон Русского Православия и главная из них. Искусствоведы называют ее вершиной русской иконописи, верующие – выражением глубины богословия. Об этом образе невозможно сказать, что он изучен полностью, а потому обращаться к его теме можно бесконечно.
«Если есть «Троица» Рублева – значит, есть Бог», – написал в своем труде «Иконостас» о. Павел Флоренский.
И впрямь. Есть произведения, глубина которых превосходит возможности человеческого разума. В них явственно проступает действие синергии – соработничества Бога и человека. Художник работает, вкладывает в дело искусство, опыт, мудрость, молитву. А Творец неба и земли влагает в его создание смыслы, которые будут раскрываться перед изумленными взорами самого мастера, а потом и созерцателей его работы на протяжении столетий.
Прп. Андрей Рублев написал образ Пресвятой Троицы «в похвалу прп. Сергию» по благословению преподобного Никона Радонежского. Преподобный Сергий недаром посвятил свою обитель именно Троице. Авва земли Русской был продолжателем и живым носителем духовной традиции исихазма. Сергий Радонежский являлся духовным другом святителя Московского Алексия, а последний лично общался со свт. Григорием Паламой и был его последователем. Созерцание Нетварного Света Божества, Святой Троицы – суть исихазма, высшее, что может быть даровано человеку. Андрей Рублев был монахом и молитвенником – духовным «внуком» преподобного Сергия. Именно Андрею Рублеву было дано написать образ Троицы, отразивший благодать, которую воспринял и принес в жизнь Руси прп. Сергий Радонежский.
Искусствоведы спорят о том, когда была написана чудотворная икона: вместе с иконостасом Троицкого собора или еще раньше. Исследование состава красок, которыми написаны «Троица» и другие иконы алтарной преграды, показало их идентичность, а значит, скорее всего, и созданы они были одновременно.
«Троица» являет нам единство Отца, Сына и Святого Духа. К единству любви и веры по этому высочайшему образцу призваны и христиане. В 1892 г. митрополит Антоний (Храповицкий) в своей речи на чествовании
прп. Сергия в честь 500-летия его преставления говорил, что тайна Троицы открыта нам Богом: «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Это значение образа очень важно для православных и в наши дни. В значительной мере поэтому Пресвятой Троице посвящают монастыри, братства…
Пресвятая Троица – величайшая тайна, недоступная человеческому постижению. Стоглавый собор Русской Церкви, состоявшийся в 1551 году, указал на иконы письма прп. Андрея Рублева как на высочайший образец для иконописцев. В то же время постановление этого собора, признав каноничность написанной преподобным «Троицы», запретило подписывать изображенные на списках этой иконы Лица и даже отмечать одного из Ангелов крестчатым нимбом. По мысли отцов собора, мы должны воспринимать образ в целом – как изображение Пресвятой Троицы, неслиянной и нераздельной. И все же исследователи дискутируют о том, каков был замысел художника и как соотносятся образы Ангелов с Лицами Пресвятой Троицы. Вероятнее всего, центральная фигура означает Христа: багряный хитон этого Ангела несет на себе клав – вертикальную полосу на одежде, которая в иконописи указывает на Бога-Сына. К тому же среди памятников древнерусской иконописи есть иконы Троицы, где центральный Ангел имеет крестчатый нимб – прямое указание на Вторую ипостась. Следы перекрестия на нимбе исследователи обнаружили и на изображении среднего Ангела, написанного прп.
Андреем. Это открытие было сделано уже в наши дни при применении микроскопа.
Насколько «Троица», которую мы видим сегодня, соответствует изначальному образу, написанному прп. Андреем Рублевым? Как известно, на протяжении столетий икона «поновлялась»: с нее снимали слои
потемневшей олифы и заново прописывали пострадавшие от времени фрагменты. Реставраторы сделали
все, чтобы возвратить великому памятнику древнерусской живописи первоначальный облик, но добиться
этого полностью невозможно: при удалении всех позднейших слоев утраты были бы слишком велики. С
иконы исчезли некоторые детали, в частности – пещера внутри написанной на втором плане горы и ленты,
украшавшие чело каждого из Ангелов.
«Троица» прп. Андрея Рублева являет нам не только факт из ветхозаветной истории – явление трех Ангелов Аврааму, но и событие вневременное – Предвечный Совет Божества. Создавая мир и человека, Всеведущий
Бог знал, чем обернется дарованная Адаму свобода. Ведал, что праотец падет и что для спасения человеческого
рода Богу-Сыну придется вочеловечиться и пойти на Крест. Творя мир, Господь уже соглашался на Распятие.
В этом и заключается непостижимое смирение и любовь Божия.
Почитание образа «Троицы» Андрея Рублева
В Троицком соборе Лавры был в 1530 г. был крещен будущий царь Иоанн Грозный. По завершении Таинства
младенца возложили на мощи прп. Сергия, а затем поднесли к храмовому образу Пресвятой Троицы. Повзрослев, царь украсил чудотворный образ драгоценным окладом. Иоанн IV молился у этой иконы в ключевые моменты своей жизни, в частности, отправляясь в Казанский поход.
В иконостасе Троицкого собора Лавры находятся две практически одинаковых иконы Пресвятой Троицы. Это большая редкость для благоукрашения храма. Как же появился второй образ? Согласно наиболее распространенной версии, в 1600 г. эту икону заказал Борис Годунов для того, чтобы переложить на нее Грозненский оклад, а чудотворный образ украсить своим. Оклад-рама, созданный по заказу Бориса Годунова,
стал основой убранства иконы, которое можно назвать своеобразной летописью истории Государства Российского, поскольку каждая эпоха дополняла его по-своему. Ныне это убранство хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Оклад, украшавший «Троицу» вплоть до начала ХХ в., состоял из трех разновременных частей. Басменная рама с
миниатюрными гравированными изображениями святых на дробницах была вкладом царя Бориса Годунова, сделанным в 1600 г. Он же украсил икону венцами, обрамленными низанным жемчугом и украшенными крупными неограненными камнями. Драгоценные чеканные цаты с крупными каменьями привесил к «Троице» государь Михаил Феодорович Романов в 1626 г. Они были созданы в мастерских Московского Кремля Яковом Гастом и Иваном Лентом по образцам середины XVI в. Взглянув на венцы и цаты, поражаешься благородству вкуса древних мастеров: камни, украшающие их, своим глубоким синим цветом гармонируют с великолепной лазурью одеяний Ангелов. Убранство иконы дополняли две камеи. Одна из них, вырезанная на сапфирине, была создана в Византии, а вторая, изумрудная, предположительно является произведением венецианского мастера Франческо Асцентини, работавшего в Москве на рубеже XVI-XVII вв.
Алина Сергейчук