В условиях финансового кризиса многим приходам и монастырям приходится искать оптимальные решения по благоукрашению храмов, административных зданий, воскресных школ. Не всегда есть возможность пригласить хорошую бригаду мастеров на роспись. В такой ситуации оформление стен печатной фреской может стать хорошей альтернативой. Но и в этом деле найти специалистов не так просто…
Вариантов печати много. Многие перепечатывают фотографии невысокого качества на обычных принтерах или в типографии. Получается очень дешево, однако полученный результат, как правило, приводит к разочарованию: блеклые цвета, размытая картинка, не сочетающиеся по стилистике иконы. Это порождает настороженность и предубеждение в отношении к печатной иконе как таковой. В то же время стенопись, созданная на рулонных материалах и затем наклеенная на стену, не новинка. Она широко применяется в Греции, Сербии, Болгарии. В России еще в XVIII столетии были широко распространены масляные росписи, которые делались на холстах, и лишь затем вывешивались в храмах. Увидеть такие росписи можно, в частности, в знаменитом соборе Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой.
У нас в России довольно успешно работает над созданием графического оформления храма иконописная мастерская «Наследие». Уникальность мастерской в том, что каждый образ создается с чистого листа, это не перепечатка фотографий или сканов. Композиции создаются заново в графической программе (процесс по трудоемкости сопоставим с ручным письмом), что позволяет печатать большие по размерам полотна в высоком разрешении. С помощью данной технологии можно наносить высококачественные четкие изображения на различные материалы (холст, керамика, стекло, металл). И даже внешне порой бывает сложно отличить такую печатную икону от рукописной.
Изображение распечатывают на широкоформатном принтере особыми латексными красками, которые запекаются при температуре 90 градусов. Росписи распечатывают на рулонных материалах. Наиболее доступный вариант по сути является аналогом виниловых обоев. Также применяется холст. Эта технология позволяет воспроизвести фактуру расписанной фреской по штукатурке стены. Долговечность подобной стенописи составляет более 50 лет. Допускается влажная уборка.
Создание печатной «фрески» помимо прочего позволяет оценить разработанный для храма проект стенописи, увидев его вживую. Нередко новую технологию применяют не вместо создания рукописной росписи, а
перед ней. Пока собираются средства на масштабный проект церковного благоукрашения, храм радует взор
прихожан печатными фресками. Еще одно преимущество новой технологии – быстрота создания церковного
интерьера с ее применением.
Было бы ошибкой полагать, что печатная икона и фреска – это всего лишь тиражирование существующих
произведений. Судите сами: любой храм имеет свои особенности, и ему требуется индивидуальный проект. В
иконографической мастерской «Наследие» работают профессиональные иконописцы, последователи Иконописной школы МДА. Технология, осуществляемая мастерской «Наследие», становится все более востребованной. Вот уже более пяти лет эта иконописная мастерская успешно реализует проекты по графическому оформлению храмов Кузбасса и соседних регионов (Новосибирск, Томск). География расширяется: поступают заказы из Украины, Казахстана, приходят положительные отзывы из дальнего зарубежья.
Светлана Филиппова