Посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне собор Воскресения Христова в Кубинке, известный как главный храм Вооруженных сил РФ – наверное, один из самых амбициозных проектов в области храмового строительства последнего времени. Масштабы и темпы его возведения и отделки поставили перед благоукрасителями непростую задачу.
Так петербургские православные реставрационно-производственные мастерские «Финист», входящие в группу компаний «Паллада», за несколько месяцев изготовили для нижнего храма и баптистерия две тысячи квадратных метров художественной архитектурной керамики – в общей сложности более двадцати тысяч керамических деталей!
Специалистам пришлось принять непростой технологический вызов, ведь производство столь значительного объема керамики требуемого художественного и технического качества в столь сжатые сроки казалось практически невозможным. Для успешной реализации проекта «Палладе» потребовалось не только увеличить производственные мощности, нанять и обучить дополнительных работников, но и найти подходящие технологические решения.
Мастерами было принято решение использовать фарфор (вид керамики не был оговорен в изначальном
проекте) — дорогой и качественный материал, позволяющий изготовить более тонкие, легкие и при
этом значительно более прочные детали. Прочность фарфора достигается за счет более высокой температуры обжига, что, безусловно, усложняет производственную задачу, однако вместе с тем дает и преимущество во времени — ему не так страшен термоудар, и печи можно остужать быстрее. К тому же долговечность фарфора и преимущество использования именно этого материала в храмовых интерьерах не вызывают сомнений!
Победа в фарфоре
Художникам удалось разработать особый способ декорирования деталей, позволивший достичь требуемого результата в рекордные сроки. Если бы задуманные главным архитектором храма Дмитрием Смирновым многочисленные рельефные бело-синие детали расписывались традиционным способом, у того же количества мастеров это заняло бы не менее двух лет.
Выбранная технология литья фарфора наилучшим образом подходит для серийного производства – ведь в облицовке стен, киотах, купели значительное количество повторяющихся деталей. Использовались и другие способы формовки: ручная отминка, прессование из фарфора, пластичное формование.
Для декорирования изделий художники использовали кобальт, различные люстры, позволившие придать деталям перламутровый блеск, и золото.
Интерьеры нижнего храма и баптистерия уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве — ни по количеству керамики в интерьере, ни по художественным достоинствам. Искусствоведы уже оценили соборность и удивительный синтез искусств, достигнутый мастерами. Специалист по современному христианскому искусству, член Патриаршего Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Светлана
Витальевна Гнутова особо отметила высочайшее качество фарфоровых деталей, а также уникальность мозаичного свода, решенного в сочетании керамической мозаики и традиционной золотой смальты.
Керамика в интерьере храма
Для нижнего храма, посвященного Святому равноапостольному князю Владимиру, были изготовлены иконостас, киоты молельного зала и заалтарные киоты, убранство горнего места, престол, жертвенник, стеновые панели, пилястры и дверные наличники. Соседство бело-синего фарфора со смальтой на стенах и сводах и светлыми мраморными полами со вставками из оникса и латуни производит на зрителей очень сильное впечатление.
Интерьер баптистерия решен целиком в керамике. Для него мастера «Финиста» изготовили керамические иконы, а также уникальную фарфоровую купель. Вдобавок керамика была использована в баптистерии для оформления плафона – в виде необычной мозаики. Фрагменты из красной глины, глазурованные кобальтом, составляют мозаичный керамический небесный свод, на котором мерцают золотые «звезды», выложенные из
смальты. Ребра сводов изготовили опять же из прочного фарфора, в данном случае — золоченого. Красноглиняные швы придают плафону дополнительную глубину, а фрагменты разной формы, отражая
свет под различными углами, мерцают и поблескивают в вышине…
Над керамической облицовкой нижнего храма трудились
Общее руководство отделкой интерьеров керамикой (работа включала проектирование, производство и монтаж!) взял на себя Константин Лихолат, директор и основатель ГК «Паллада». Рабочим проектированием занимался ведущий архитектор компании Игорь Старощук – сохранив все авторские задумки Д. Смирнова, он удачно совместил их с производственными возможностями.
С учетом масштаба и сложности задачи руководство проектом разделили между собой заместители директора «Паллады» по различным направлениям – Светлана Баруткина, Виктория Крупина, Владимир Рыков и Александр Хусточка. Над иконами работали ведущий керамист Аурел Маринуца, художник-керамист Ольга Салмина, мастер иконописи Светлана Николаева и целый ряд других замечательных мастеров. Всего же над керамической облицовкой нижнего храма круглосуточно трудились более двухсот человек!
Вера Качурина
Для изготовления всех деталей для благоукрашения нижнего храма потребовалось:
- 70 тонн фарфора, 2 тонны глазури
- 100 кг различных пигментов
- 10 кг золотосодержащего люстра
- 2 кг препарата золота.
Было разработано более 130 типов элементов облицовки, изготовлено
более 500 форм для их тиражирования. Чтобы обжечь 20 тысяч деталей,
потребовалось более 450 обжигов!