Композиции, покрывающие стены храма, это своеобразная книга, раскрывающаяся перед входящими под церковные своды. 5000 м2 мозаик, украсивших храм Воскресения Христова, соединяют в себе два смысловых пространства: духовное и историческое.
Этим материалом мы открываем серию публикаций, посвященных работе ООО «Домострой» в этом храме.
Беседа с руководителем ООО «Домострой» Алексеем Николаевичем Лаврентьевым.
– Кто осуществил мозаичный грандиозный проект храма?
– Мозаики создавались по эскизам Народного художника России академика Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко проектно-производственным предприятием «Домострой».
– Как рождались эти композиции?
– Мозаики, украсившие Главный храм Вооруженных сил, соединили в себе каноничные, молитвенные образы Спасителя, Божией Матери и реалистичные изображения солдат, офицеров разных эпох, батальные сцены. Василий Игоревич Нестеренко впервые соединил в храмовом пространстве церковную живопись и батальное искусство, повествующее о славе русского оружия. Академический стиль мозаик позволил сделать это весьма гармонично, и талант мэтра отечественной живописи позволил создать убранство, присущее именно воинскому храму. Это уникальные работы, новое прочтение русской истории с ее войнами и победами – через призму Горнего мира. Стенопись называют «Библией для неграмотных», а здесь мы видим не только Священную историю, но и летопись ратных подвигов наших воинов от начала Руси до современности. Например, в тимпанах – пространствах над арками – изображены иконы Божией Матери, а под ними батальные сцены: битвы, в которых по молитвам перед этими иконами Богоматерь помогла нашим предкам. Так, Смоленская икона парит над Бородинским полем, где русские войска сражаются с французской армией. Эти мозаики создавались Василием Игоревичем как настоящее произведение искусства, которое должно остаться потомкам и донести до них лучшее от нас, как соединяющего звена между подвигом героев Великой Отечественной войны и будущими поколениями. Надеюсь, что мы, воплощавшие в жизнь его замысел, достойно справились с задачей.
– В разработке и реализации проекта участвовали и Священноначалие, и представители власти?
– Создание убранства храма лично курировали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны России С.К. Шойгу. Сергей Кужугетович лично утверждал архитекторов, художников, работал с ними, рассказывал о своем замысле. Так, проект Главного воинского храма, разработанный архитектором Дмитрием Михайловичем Смирновым, который проявил себя талантливым зодчим при разработке и строительстве Храма Воскресения Христова, Новомучеников и исповедников Церкви Русской ставропигиального Сретенского монастыря, был выбран лично министром обороны. Синтез творчества главного архитектора и задумок министра обороны, отточенные многократными художественными советами, дали результат: Дмитрий Михайлович смог создать поистине знаковый храм со своей уникальной архитектурой, гармонично сочетающий в себе многие виды искусств. Председателем художественного совета строящегося храма был назначен протоиерей Леонид Калинин, Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, Епархиальный древлехранитель Московской городской епархии. Он принимал участие в утверждении всех проектов, которые готовили художники. Ездил по мастерским, производствам, лично вникал во все процессы, внимательно отслеживал художественную сторону. Отец Леонид многократно бывал и в нашей мастерской.
– Кто осуществлял прием работы?
– Приемка работы осуществлялась комиссией под руководством о. Леонида. В малый художественный совет входили заместитель министра Андрей Валерьевич Картаполов, главный архитектор храма Дмитрий Михайлович Смирнов, главный художник храма скульптор Даши Бальжанович Намдаков, народный художник России Василий Игоревич Нестеренко и скульптор, член президиума Российской Академии Художеств Салават Щербаков. Они утверждали эскизы, проекты, вели контроль за их воплощением в жизнь и принимали выполненные каждым участником проекта работы – как на производстве, так и уже смонтированные в храме. Они проводили выездные заседания художественного совета и на нашем производстве, осуществляли приемку композиций, выполненных нами для верхнего и нижнего храмов.
– Рассматривая мозаики Воинского храма, можно изучать историю России и военную, и церковную.
– Василий Игоревич Нестеренко – верующий человек и большой патриот Отечества. На протяжении всей своей жизни он посвятил много времени и сил изучению военной истории России, и это позволило ему создать емкие, выверенные, глубокие образы. Показать, что во все тяжелые исторические моменты на помощь русскому оружию приходило Воинство Небесное. Что с Россией и ее защитниками всегда были Господь, Пресвятая Богородица, святые. Великая Отечественная война стала особой, ключевой темой, ведь храм возведен к 75-летию Победы. Например, великомученик Георгий Победоносец изображен рядом с поверженным Рейхстагом. Это напоминает о том, что Победа была одержана фактически ко дню этого великого святого, одного из небесных покровителей России и ее воинства. Еще один сюжет: советские солдаты, а над ними святые Александр Невский, Борис и Глеб... И действительно – многие из простых людей, защищавших Родину, носили имена этих святых, а кто-то молился им о помощи, а о ком-то молились матери и жены... И конечно, угодники Божии помогали тем, кто не щадил жизни за Россию, которой в своей земной жизни служили и они. Глядя на эти композиции, чувствуешь присутствие мира духовного и в нашей жизни.
– Как предприятие «Домострой» справилось с такой грандиозной задачей?
– Воплощение в материале таких мозаик потребовало больших производственных мощностей и профессионализма от художников. Для нашего предприятия этот проект стал серьезным экзаменом и одновременно большой радостью. Работы такого масштаба у нас еще не было, хотя предприятие постоянно ведет работы на нескольких храмах и соборах. Сроки строительства – невозможные, невероятные! – стали одной из основных трудностей. Утвержденные эскизы мы получили только в начале 2019 г. А ведь еще была работа над картонами. Первое панно, выполненное нами образ Нерукотворного Спаса в главном куполе было готово к 9 мая 2019 г. Его площадь – 300 м2. С учетом того, что нам предстояло выполнить за 12 месяцев более 5 000 м2 мозаики – это действительно немного. Без Божией помощи здесь, конечно, не обошлось. Мы работали в полторы- две смены, а монтаж производили в две-три смены. Но Господь помог, и все удалось.
– Когда появилась идея возвести в России главный воинский храм?
– Она родилась еще в XVIII столетии, в правление Екатерины II, у блистательного князя Григория Потемкина-Таврического. Кстати, построить этот собор планировалось в Москве, близ Никитских ворот. Но тогда этому помешала очередная русско-турецкая война. Интересное историческое совпадение, хотя лучше назвать это Промыслом Божиим, именно князь Потемкин присоединил к России Крым, за что и получил почетный титул Таврического. И вот, его замысел был реализован почти 300 лет спустя – вскоре после возвращения Крыма в Россию.
Беседовала Алина Сергейчук