О мозаиках храма Воскресения Христова в парке «Патриот»

Композиции, покрывающие стены храма, это своеобразная книга, раскрывающаяся перед входящими под церковные своды. 5000 м2 мозаик, украсивших храм Воскресения Христова, соединя­ют в себе два смысловых пространства: духовное и историческое.

Этим материалом мы открываем серию публикаций, посвященных работе ООО «Домострой» в этом храме.

Беседа с руководителем ООО «Домострой» Алексеем Николаевичем Лаврентьевым.

 

– Кто осуществил мозаичный гранди­озный проект храма?

– Мозаики создавались по эскизам Народного художника России ака­демика Российской академии ху­дожеств Василия Игоревича Несте­ренко проектно-производственным предприятием «Домострой».

 

– Как рождались эти композиции?

– Мозаики, украсившие Главный храм Вооруженных сил, соединили в себе каноничные, молитвенные образы Спасителя, Божией Матери и реалистичные изображения солдат, офицеров разных эпох, батальные сцены. Василий Игоревич Нестерен­ко впервые соединил в храмовом пространстве церковную живопись и батальное искусство, повествую­щее о славе русского оружия. Ака­демический стиль мозаик позволил сделать это весьма гармонично, и талант мэтра отечественной живо­писи позволил создать убранство, присущее именно воинскому хра­му. Это уникальные работы, новое прочтение русской истории с ее войнами и победами – через при­зму Горнего мира. Стенопись назы­вают «Библией для неграмотных», а здесь мы видим не только Священ­ную историю, но и летопись ратных подвигов наших воинов от начала Руси до современности. Например, в тимпанах – пространствах над арка­ми – изображены иконы Божией Ма­тери, а под ними батальные сцены: битвы, в которых по молитвам перед этими иконами Богоматерь помо­гла нашим предкам. Так, Смоленская икона парит над Бородинским по­лем, где русские войска сражаются с французской армией. Эти мозаики создавались Василием Игоревичем как настоящее произведение искус­ства, которое должно остаться по­томкам и донести до них лучшее от нас, как соединяющего звена между подвигом героев Великой Отечест­венной войны и будущими поколе­ниями. Надеюсь, что мы, воплощав­шие в жизнь его замысел, достойно справились с задачей.

 

– В разработке и реализации проекта участвовали и Священноначалие, и представители власти?

– Создание убранства храма лично курировали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны России С.К. Шой­гу. Сергей Кужугетович лично утвер­ждал архитекторов, художников, ра­ботал с ними, рассказывал о своем замысле. Так, проект Главного воин­ского храма, разработанный архи­тектором Дмитрием Михайловичем Смирновым, который проявил себя талантливым зодчим при разработ­ке и строительстве Храма Воскре­сения Христова, Новомучеников и исповедников Церкви Русской ставропигиального Сретенского монастыря, был выбран лично ми­нистром обороны. Синтез творче­ства главного архитектора и заду­мок министра обороны, отточенные многократными художественными советами, дали результат: Дмитрий Михайлович смог создать поистине знаковый храм со своей уникальной архитектурой, гармонично сочета­ющий в себе многие виды искусств. Председателем художественного совета строящегося храма был на­значен протоиерей Леонид Калинин, Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, Епархиальный древлехранитель Московской город­ской епархии. Он принимал учас­тие в утверждении всех проектов, которые готовили художники. Ездил по мастерским, производствам, лич­но вникал во все процессы, внима­тельно отслеживал художественную сторону. Отец Леонид многократно бывал и в нашей мастерской.

– Кто осуществлял прием работы?

– Приемка работы осуществлялась комиссией под руководством о. Лео­нида. В малый художественный совет входили заместитель министра Анд­рей Валерьевич Картаполов, главный архитектор храма Дмитрий Михай­лович Смирнов, главный художник храма скульптор Даши Бальжанович Намдаков, народный художник Рос­сии Василий Игоревич Нестеренко и скульптор, член президиума Россий­ской Академии Художеств Салават Щербаков. Они утверждали эскизы, проекты, вели контроль за их вопло­щением в жизнь и принимали вы­полненные каждым участником про­екта работы – как на производстве, так и уже смонтированные в храме. Они проводили выездные заседания художественного совета и на нашем производстве, осуществляли прием­ку композиций, выполненных нами для верхнего и нижнего храмов.

– Рассматривая мозаики Воинского храма, можно изучать историю России и военную, и церковную.

– Василий Игоревич Нестеренко – верующий человек и большой па­триот Отечества. На протяжении всей своей жизни он посвятил много времени и сил изучению военной истории России, и это позволило ему создать емкие, выверенные, глубокие образы. Показать, что во все тяжелые исторические моменты на помощь русскому оружию приходило Воин­ство Небесное. Что с Россией и ее защитниками всегда были Господь, Пресвятая Богородица, святые. Ве­ликая Отечественная война стала особой, ключевой темой, ведь храм возведен к 75-летию Победы. Напри­мер, великомученик Георгий Побе­доносец изображен рядом с повер­женным Рейхстагом. Это напомина­ет о том, что Победа была одержана фактически ко дню этого великого святого, одного из небесных покро­вителей России и ее воинства. Еще один сюжет: советские солдаты, а над ними святые Александр Невский, Бо­рис и Глеб... И действительно – мно­гие из простых людей, защищавших Родину, носили имена этих святых, а кто-то молился им о помощи, а о ком-то молились матери и жены... И конечно, угодники Божии помогали тем, кто не щадил жизни за Россию, которой в своей земной жизни слу­жили и они. Глядя на эти компози­ции, чувствуешь присутствие мира духовного и в нашей жизни.

– Как предприятие «Домострой» справилось с такой грандиозной задачей?

– Воплощение в материале таких мозаик потребовало больших про­изводственных мощностей и про­фессионализма от художников. Для нашего предприятия этот проект стал серьезным экзаменом и однов­ременно большой радостью. Рабо­ты такого масштаба у нас еще не было, хотя предприятие постоянно ведет работы на нескольких храмах и соборах. Сроки строительства – невозможные, невероятные! – ста­ли одной из основных трудностей. Утвержденные эскизы мы получили только в начале 2019 г. А ведь еще была работа над картонами. Первое панно, выполненное нами образ Не­рукотворного Спаса в главном ку­поле было готово к 9 мая 2019 г. Его площадь – 300 м2. С учетом то­го, что нам предстояло выполнить за 12 месяцев более 5 000 м2 мозаи­ки – это действительно немного. Без Божией помощи здесь, конечно, не обошлось. Мы работали в полторы- две смены, а монтаж производили в две-три смены. Но Господь помог, и все удалось.

 

– Когда появилась идея возвести в России главный воинский храм?

– Она родилась еще в XVIII сто­летии, в правление Екатерины II, у блистательного князя Григория По­темкина-Таврического. Кстати, по­строить этот собор планировалось в Москве, близ Никитских ворот. Но тогда этому помешала очередная русско-турецкая война. Интересное историческое совпадение, хотя луч­ше назвать это Промыслом Божиим, именно князь Потемкин присоеди­нил к России Крым, за что и получил почетный титул Таврического. И вот, его замысел был реализован почти 300 лет спустя – вскоре после возвра­щения Крыма в Россию.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

 

Предприятие «Домострой» Художественно-производствен­ное предприятие Лаврентьевых работает с начала 1990-х годов и занимается благоукрашением храмов. В 1997 году оно получило благословение Патриарха Алек­сия II. Специализация проектно-про­изводственного предприятия «Домострой» – создание уникаль­ных изделий из дерева, камня, мозаики, металла. «Домострой» имеет собственные производства в Москве и Муроме, где трудится профессиональная команда проектировщиков, архитекторов, художников. Мастера создают иконостасы, киоты, церковную утварь, выполняют мозаики. Ра­бота ведется как вручную, так и на современном высокотехноло­гичном оборудовании. Создаются комплексные проекты храмового убранства. Предприятие занима­ется реставрацией памятников истории и культуры. Управляют компанией Алексей Николаевич Лаврентьев и два его сына, Александр и Илья.

 

ООО «Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru