Когда вы входите под своды храма, ваш дух захватывает от глубины и выразительности мозаичных образов, украшающих стены и своды. С шестидесятиметровой высоты, из главного купола, на вас взирает Нерукотворный Спас. Стоя внизу, трудно представить себе, что площадь этого великолепного золотофонного панно составляет 300 квадратных метров.
Почему для Воинского собора был выбран именно образ Нерукотворного Спаса? Те, кто внимательно следил за строительством и благоукрашением храма Воскресения Христова в парке «Патриот», знают, что в его убранстве нет ни одной случайной детали. И действительно: Нерукотворный образ Спасителя – это, пожалуй, самая «воинская» из икон Христа. Под стягами и хоругвями с этим ликом шли в бой и древнерусские князья с воинами, и казаки Российской империи.
Концепция мозаичного убранства храма – детище Академика РАХ, Народного художника России Василия Игоревича Нестеренко. Он продумал и выносил каждый образ, создал альбом эскизов, который был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и министром обороны РФ С.К. Шойгу. Воплощение мозаик в жизнь стало большим соборным творчеством Василия Игоревича и коллектива художественно-производственного предприятия «Домострой». Творчеством, где множество рук созидали единое целое. Человеческий талант, посвященный Богу и благодаря этому многократно умноженный, позволяет рождаться подлинным произведениям искусства. Композиция мозаик, в которых священные образы органично соединились с историческими изображениями, сделалась достойным украшением храма. Для специалистов «Домостроя», одного из старейших предприятий, создающих церковные интерьеры, этот проект стал серьезной проверкой.
Как создаются мозаики? Первый этап работы – рождение идеи, которая воплощается в эскиз. Каким будет церковное убранство? Какие истины оно сообщит сердцам людей? По завершении этого этапа начинается соединение идеи и материи, эскизов – и поверхностей, на которых они будут воплощены в жизнь. Художники приезжают на объект, делают обмеры, всматриваются в архитектурные детали, чтобы предусмотреть все возможные сложности. Но работа В.И. Нестеренко и художников мастерской «Домострой» осложнялась тем, что, когда они разрабатывали мозаичные панно, сводов, на которые их предстояло смонтировать, еще не существовало. Приходилось основываться на размерах, заложенных в проект храма. А поскольку проект этот по ходу строительства корректировался, изменения в эскизы также вносились во время работы.
Восприятие мозаичной иконы-панно вблизи и издалека сильно отличается. И отличие это тем больше, чем масштабнее образ и чем дальше расстояние до него. Сложная вогнутая форма поверхности купола еще более усложняла задачу художников, от которых требовалось создать мозаику, которая будет гармонично выглядеть снизу, на расстоянии 60 м. Мастера не имели права на ошибку. Эти слова несли в себе вовсе не отвлеченное значение. Возможности разобрать леса, посмотреть с пола на готовую работу, а потом снова собрать их и что-то исправить у художников не было.
Процесс создания мозаики – это кропотливый труд, на каждом этапе которого художники вновь и вновь проверяют себя, все ли делается верно. В этом труде участвует множество людей, создающих фрагменты, которые в результате должны с идеальной точностью сложиться в монолитное целое. Образ Спаса требовалось перенести на полусферу
купола со сложной геометрией. Для этого было необходимо где-то сдвинуть изображения, где-то изменить угол наклона и т.п. На помощь художникам пришли цифровые технологии. С их помощью специалистами «Домостроя» была выполнена компьютерная развертка. После этого в масштабе 1:10 мастера создали модель купола и вклеили развертку в нее.
Приехавший на производство В.И. Нестеренко, осмотрев модель, внес свои замечания. Когда развертка прошла утверждение Художественного совета, типографским способом был напечатан картон, общая площадь которого составила около 300 м2. Его разделили на несколько десятков фрагментов размером 3х5 метров каждый. Их закрепили на стендах и распределили между мозаичистами. Началась кропотливая работа автора проекта и мозаичистов компании «Домострой»: методом прямого набора художники выкладывали изображение по прикрепленной к картонам сетке. Из миниатюрных кусочков золотой и цветной смальты рождался Лик. Каждый мастер видел свой участок работы, и каждый знал и верил, что сложенная им мозаика станет органичной частью иконы. Не так ли бывает и в нашей жизни, когда, не видя всей картины Божественного Промысла, мы уповаем, что касающиеся нас события вольются в гармонию мироздания?
Когда все фрагменты образа были исполнены, на предприятие вновь приехала художественная комиссия храма. В погожий весенний день двор мастерской представлял собой поистине невиданное зрелище: прямо на асфальте был выложен грандиозный мозаичный образ! Поднявшись на высоту семиэтажного дома, члены комиссии смогли увидеть панно с большой высоты, что позволило им представить, каково будет его визуальное восприятие в храме. Работа была принята. Так к 9 мая 2019 года завершился первый этап работы над созданием мозаичного убранства Воинского храма.
Впрочем, главные труды еще были впереди, а монтаж мозаик в храме стал возможен лишь после возведения церковного здания и завершения подготовки поверхностей. Церковное творчество – это всегда синергия, соработничество Бога и человека. А еще – это соборный труд множества людей: священнослужителей, художников, заказчиков. На объекте трудились десятки предприятий. Это была настоящая воинская стройка: все четко, работы шли по жестким графикам, проводились совещания и осмотры. Участников создания церковных интерьеров координировали Заместитель Министра Обороны Тимур Вадимович Иванов и начальник строительства Сергей Сергеевич Паранджанов. Результаты дня обычно подводились ближе к полуночи, работы велись в три смены.
Особое попечение о благоукрашении храма проявил представитель Святейшего Патриарха в Проекте протоиерей Леонид Калинин, Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, возглавивший Художественный совет по возведению храма. Через отца Леонида работу курировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: знакомился с фото- и видеоматериалами, интересовался ходом благоукрашения храма, утверждал художественные решения.
Когда разобрали леса и снизу открылся вид на лик Спаса, стало ясно, что работа с Божией помощью удалась. Мозаичное панно, засиявшее многоцветием смальты в куполе строящегося храма, произвело глубокое впечатление на всех участников строительства. Министр обороны Сергей Шойгу высоко оценил трудовой подвиг всех тех, кто принимал участие в строительстве храма во славу Божию и России.
Алина Сергейчук