Хроника создания мозаичного образа Нерукотворного Спаса в главном куполе храма Вооруженных Сил

Когда вы входите под своды храма, ваш дух захватывает от глубины и выразительности мо­заичных образов, украшающих стены и своды. С шестидесяти­метровой высоты, из главного купола, на вас взирает Неру­котворный Спас. Стоя внизу, трудно представить себе, что площадь этого великолепного золотофонного панно составля­ет 300 квадратных метров.

 

Почему для Воинского со­бора был выбран имен­но образ Нерукотворно­го Спаса? Те, кто внима­тельно следил за строительством и благоукрашением храма Воскресе­ния Христова в парке «Патриот», зна­ют, что в его убранстве нет ни одной случайной детали. И действительно: Нерукотворный образ Спасителя – это, пожалуй, самая «воинская» из икон Христа. Под стягами и хоругвя­ми с этим ликом шли в бой и древне­русские князья с воинами, и казаки Российской империи.

Концепция мозаичного убранст­ва храма – детище Академика РАХ, Народного художника России Васи­лия Игоревича Нестеренко. Он про­думал и выносил каждый образ, со­здал альбом эскизов, который был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и министром обороны РФ С.К. Шойгу. Воплощение мозаик в жизнь стало большим соборным творчеством Ва­силия Игоревича и коллектива ху­дожественно-производственного предприятия «Домострой». Творче­ством, где множество рук созидали единое целое. Человеческий талант, посвященный Богу и благодаря это­му многократно умноженный, по­зволяет рождаться подлинным про­изведениям искусства. Композиция мозаик, в которых священные обра­зы органично соединились с истори­ческими изображениями, сделалась достойным украшением храма. Для специалистов «Домостроя», одного из старейших предприятий, созда­ющих церковные интерьеры, этот проект стал серьезной проверкой.

Как создаются мозаики? Первый этап работы – рождение идеи, кото­рая воплощается в эскиз. Каким будет церковное убранство? Какие истины оно сообщит сердцам людей? По за­вершении этого этапа начинается со­единение идеи и материи, эскизов – и поверхностей, на которых они бу­дут воплощены в жизнь. Художники приезжают на объект, делают обме­ры, всматриваются в архитектурные детали, чтобы предусмотреть все воз­можные сложности. Но работа В.И. Нестеренко и художников мастер­ской «Домострой» осложнялась тем, что, когда они разрабатывали мо­заичные панно, сводов, на которые их предстояло смонтировать, еще не существовало. Приходилось основы­ваться на размерах, заложенных в проект храма. А поскольку проект этот по ходу строительства коррек­тировался, изменения в эскизы также вносились во время работы.

Восприятие мозаичной иконы-панно вблизи и издалека сильно от­личается. И отличие это тем больше, чем масштабнее образ и чем дальше расстояние до него. Сложная вогну­тая форма поверхности купола еще более усложняла задачу художников, от которых требовалось создать мо­заику, которая будет гармонично вы­глядеть снизу, на расстоянии 60 м. Мастера не имели права на ошибку. Эти слова несли в себе вовсе не от­влеченное значение. Возможности разобрать леса, посмотреть с пола на готовую работу, а потом снова собрать их и что-то исправить у ху­дожников не было.

Процесс создания мозаики – это кропотливый труд, на каждом этапе которого художники вновь и вновь проверяют себя, все ли делается вер­но. В этом труде участвует множе­ство людей, создающих фрагмен­ты, которые в результате должны с идеальной точностью сложиться в монолитное целое. Образ Спаса тре­бовалось перенести на полусферу

купола со сложной геометрией. Для этого было необхо­димо где-то сдвинуть изображения, где-то изменить угол наклона и т.п. На помощь художникам пришли цифровые технологии. С их помощью специалистами «Домостроя» была выполнена компьютерная развертка. После этого в масштабе 1:10 мастера создали модель купола и вклеили развертку в нее.

Приехавший на производство В.И. Нестеренко, ос­мотрев модель, внес свои замечания. Когда развертка прошла утверждение Художественного совета, типог­рафским способом был напечатан картон, общая пло­щадь которого составила около 300 м2. Его разделили на несколько десятков фрагментов размером 3х5 метров каждый. Их закрепили на стендах и распределили меж­ду мозаичистами. Началась кропотливая работа автора проекта и мозаичистов компании «Домострой»: методом прямого набора художники выкладывали изображение по прикрепленной к картонам сетке. Из миниатюрных кусочков золотой и цветной смальты рождался Лик. Каж­дый мастер видел свой участок работы, и каждый знал и верил, что сложенная им мозаика станет органичной частью иконы. Не так ли бывает и в нашей жизни, когда, не видя всей картины Божественного Промысла, мы упо­ваем, что касающиеся нас события вольются в гармонию мироздания?

Когда все фрагменты образа были исполнены, на предприятие вновь приехала художественная комиссия храма. В погожий весенний день двор мастерской пред­ставлял собой поистине невиданное зрелище: прямо на асфальте был выложен грандиозный мозаичный образ! Поднявшись на высоту семиэтажного дома, члены ко­миссии смогли увидеть панно с большой высоты, что позволило им представить, каково будет его визуальное восприятие в храме. Работа была принята. Так к 9 мая 2019 года завершился первый этап работы над созданием мозаичного убранства Воинского храма.

Впрочем, главные труды еще были впереди, а монтаж мозаик в храме стал возможен лишь после возведения церковного здания и завершения подготовки поверхно­стей. Церковное творчество – это всегда синергия, сора­ботничество Бога и человека. А еще – это соборный труд множества людей: священнослужителей, художников, за­казчиков. На объекте трудились десятки предприятий. Это была настоящая воинская стройка: все четко, работы шли по жестким графикам, проводились совещания и осмотры. Участников создания церковных интерьеров координировали Заместитель Министра Обороны Тимур Вадимович Иванов и начальник строительства Сергей Сергеевич Паранджанов. Результаты дня обычно подво­дились ближе к полуночи, работы велись в три смены.

Особое попечение о благоукрашении храма проявил представитель Святейшего Патриарха в Проекте про­тоиерей Леонид Калинин, Председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и рестав­рации РПЦ, возглавивший Художественный совет по возведению храма. Через отца Леонида работу курировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: знакомился с фото- и видеоматериалами, интересовался ходом благоукрашения храма, утверждал художествен­ные решения.

Когда разобрали леса и снизу открылся вид на лик Спа­са, стало ясно, что работа с Божией помощью удалась. Мозаичное панно, засиявшее многоцветием смальты в куполе строящегося храма, произвело глубокое впечат­ление на всех участников строительства. Министр обо­роны Сергей Шойгу высоко оценил трудовой подвиг всех тех, кто принимал участие в строительстве храма во славу Божию и России.

 

Алина Сергейчук

ООО «Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru