Храм – это образ мироздания, и одновременно образ Богочеловеческого организма – Церкви. Можно продолжить этот ряд уподоблением церковного здания человеческому телу. Это не случайно: ведь человек призван стать храмом Святого Духа, восприняв и взрастив в себе Божественную благодать. Купол храма именуют главой. По традиции в своде купола изображают Главу Церкви – Христа. «Шея», на которой покоится глава-купол, – это барабан храма. В нем обычно пишут образы ангелов и святых. Далее, как и полагается, идут «плечи» – паруса храма. Это архитектурные детали треугольной формы, распределяющие вес купола на стены. На них традиционно пишут изображения четырех евангелистов. Эти апостолы – те, кто принес людям Слово Божие, соединившее человека с его Творцом, как паруса соединяют купол с церковным зданием.
В Главном храме Вооруженных сил России на своде центрального купола находится образ Спаса Нерукотворного – тот самый, что изображали на русских воинских знаменах. Барабан храма представляет собой кольцо, замкнутый круг – символ вечности. Ключевым образом этого круга по замыслу автора композиции академика живописи Василия Игоревича Нестеренко стала икона Пресвятой Троицы письма прп. Андрея Рублева. Эта икона – вершина христианской иконописи и средоточие духа Святой Руси. Это образ Предвечного Совета Отца, Сына и Святого Духа. Создавая человека, Всеведущий Бог уже знал, что Его любимое творение падет, и чтобы спасти его, Богу-Сыну придется пойти на Крест. Поэтому «Троица» – это образ величайшей любви и смирения Божества. Духовный подвиг преподобного Сергия стал корнем, из которого выросло множество учеников – иноков-подвижников, среди которых был и прп. Андрей Рублев. И тот же преподобный Сергий своим благословением и молитвой укрепил дух русского воинства во главе с благоверным князем Димитрием Донским на победу в Куликовской битве.
Триединому Богу предстоят в благоговейном молении архангелы и угодники Божии. Обратившись к ростовым изображениям на стенах барабана храма, мы видим образ происходящего в Горнем мире. Небесные силы и угодники Божии непрестанно славословят Творца и просят его о милости к живущим на земле. Ряд ветхозаветных праведников и пророков замыкает Иоанн Предтеча – последний из пророков, соединившего собой Ветхий и Новый завет. Среди череды угодников Божиих изображен и Иисус Навин – ветхозаветный военачальник. Именно он ввел избранный народ в Обетованную землю. Его икона традиционно присутствовала на русских воинских знаменах. На этих знаменах обычно был изображен образ Нерукотворного Спаса, а на другой стороне – Георгий Победоносец и Иисус Навин, молитвенно преклонивший колено. В парусах, по традиции, дошедшей до нас из Древней Византии, изображены изображены евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Как и другие мозаики храма, это авторская работа В.И. Нестеренко, созданная именно для данного церковного пространства. Позы евангелистов исполнены сдержанной динамики, лики вдохновенны.
Дополняют композицию изображения четырех таинственных животных, являющиеся символами авторов Четвероевангелия. Лев, телец, орел и ангел с распростертыми крыльями густо-красного цвета – загадка Иного мира. Площадь барабана составляет 382 м2, его длина – более 50 м. Из разных точек храма композиция купола раскрывается по-разному. То вы видите лик Спасителя и обрамляющие его, словно венец, изображения евангелистов в парусах. То созерцаете всю композицию в сиянии золотой смальты. И с каждого ракурса вам открывается нечто новое. Взор Спасителя, словно обращенный именно к вашей душе. Божественное совершенство и завершенность образа Троицы.
Эта работа – результат глубокого творческого поиска художника, его любви к Богу и Отечеству. В соработничестве В.И. Нестеренко и художников мастерской «Домострой» (ХПП Лаврентьевых) родилось мозаичное храмовое убранство, каждая деталь которого заслуживает особого рассказа. Надеемся, что рассказ этот продолжится в следующих выпусках наших журналов.
Алина Сергейчук