Кафедральный Александро-Невский собор Ялты – жемчужина Крыма. Возведенный в русском стиле в память императора Александра II, он привлекает взор сложностью и затейливостью архитектуры: шатровое крыльцо, многочисленные пилястры, киотцы… Не все знают, что в этом великолепном храме есть нижняя церковь, посвященная великомученику Артемию. В июне 2020 года она украсилась резным белокаменным иконостасом.
Александро-Невский собор Ялты был освящен в присутствии Августейшей семьи Императора Николая Александровича II в декабре 1902 года. Решение архитектуры собора с «исконно русской» стилистике было личным пожеланием Государя. А.П. Чехов так писал об этом храме: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». Интересно, что ближайшим архитектурным аналогом и прототипом ялтинского собора является собор св. Марии Магдалины в Гефсиманском монастыре на г. Елеон в Иерусалиме, освященный в 1888 году и также возведенный тщанием Императорской фамилии.
Создание этого иконостаса было доверено мастерской «Анфилада», находящейся в Бахчисарайском районе Крыма, при храме Петропавловской церкви села Прохладное. Работы мастерской, имеющие узнаваемый стиль, распространяются все шире по России. Одноярусная алтарная преграда, выполненная вручную из альминского крымского известняка, стала органичным украшением интерьера одного из лучших памятников неорусского стиля начала ХХ столетия.
Каменный иконостас, защищенный водоотталкивающей пропиткой – хорошее решение для подземной нижней церкви, ведь ему не могут повредить перепады влажности и температуры, как это бывает с деревом. Особенно это значимо для ялтинского собора, находящегося во влажном климате в 20 метрах от моря.
Особенностью иконостаса является использование стилистики востока Греции. Его украшают крестовые розетки, выложенные в мозаичной технике из цветной смальты мастером Яной Марущак, сотрудницей мастерской. Размеры алтарной преграды составляет 5,5 на 2,8 метра. На создание иконостаса, от проекта до установки, мастерской «Анфилада» понадобилось 5 месяцев. Он выполнен вручную, без использования станков. Резьба, украшающая алтарную преграду, рельефна и выразительна, ее глубина составляет от 2 до 3 сантиметров. Изысканные резные орнаменты перекликаются с росписью стен и сводов храма. Изящество тонких колонн и белизна камня словно проливают свет и раздвигают пространство приземистой подземной церкви.
Традиция каменных иконостасов пришла к нам из глубокой древности. Художники мастерской «Анфилада» изучают и возрождают эту традицию, чему способствует их пребывание в Крыму, история которого коренится в античности с ее первохристианскими памятниками. Руководитель мастерской прот. Димитрий Горякин – художник-камнерез, является настоятелем храма апостолов Петра и Павла с. Прохладное. Интересно, что и другие сотрудники мастерской – глубоко воцерковленные люди, например, мозаичист Яна Марущак и камнерез Роман Марущак – дети протодиакона Свято-Троицкого храма г. Симферополя.
Елена Вишковская