О кресте в интерьере храма

Крест-Голгофа, Св.-Троицкое братство г. Щигры

 Крест как главный символ Христианства употребляется в церковном искусстве повсеместно. То, что кажется привычным и неизменным, имело разные исторические формы. Обратим внимание на некоторые из наиболее примечательных.

 

Крест на иконостасе

По традиции крест устанавливается в верхней точке иконостаса. Символическое значение этого очевидно. Алтарная преграда – это зримое изображение Небесной Церкви, образ Божественного Домостроительства, направленного на преображение мироздания в Царствие Небесное. В рядах алтарной преграды мы видим образы святых Ветхого и Нового Заветов, а также иконы главных событий, которыми Господь вел человечество к спасению. Вершиной Промысла Божия о человеческом роде стал Крест Христов. К нему вела череда древних праведников: праотцев Спасителя, Его прообразов (таких, как Авель, Исаак) и пророков, возвещавших о Нем. Отражением Креста Господня стал подвиг каждого из святых Новозаветной Церкви. Силой Креста спасаемся все мы. Об этом и говорит нам иконостас, увенчанный крестом.

Интересно, что, в то время как в русском храме крест на иконостасе имеет довольно скромный размер, в храмах Балкан и Средиземноморья его величина сопоставима с высотой самой большой из икон, а то и превышает ее. В невысоких греческих церковках крест, венчающий собой алтарную преграду, может быть наклонным. Это конструктивное решение появилось из-за того, что турки, оккупировавшие православные страны, запрещали их жителям строить высокие храмы.

 

Крест-Голгофа

Годеновский крест

Практически непременным атрибутом церковного убранства русского православного храма является голгофа. Сегодня так называют отдельно стоящий крест, как правило, с изображением Распятого Христа. Его могут дополнять фигуры предстоящих Распятию Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Очевидно, что преемственность этого креста восходит к Голгофе, находящейся в храме Гроба Господня в Иерусалиме – тому месту, где был распят Христос.

Пожалуй, древнейшим из дошедших до наших дней деревянных крестов, предназначавшихся для установки внутри храма, является чудотворный Годеновский крест. Он был обретен вблизи Ростова Великого в XV столетии, за 30 лет до падения Константинополя. По преданию, святыня была чудесно перенесена на Сахотское болото, где ее увидели местные пастухи, по воздуху. Вероятно, крест пришел на Русь из Византии: об этом свидетельствует украшающая его надпись на греческом языке. Годеновский крест украшен иконописными изображениями Богоматери, Иоанна Богослова и ангелов. Фигура Христа – полуобъемная, вырезана из того же липового дерева, что и основа. Годеновская святыня – зримое свидетельство того, что традиция устанавливать кресты-голгофы в храмах существовала уже в Древней Руси и, вероятнее всего, пришла из Византии.

Широкое распространение отдельно стоящих крестов в храмах России приходится на XVII век, правление Патриарха Никона. Во образ Всемирной Голгофы была создана голгофа в соборе Новоиерусалимского монастыря. Помимо этого, Патриарх Никон заказал на Святой земле еще несколько крестов, созданных по «мере и подобию» Креста Христова. Самым известным из них стал Кийский крест, предназначавшийся для Крестного монастыря на острове Кий в Онежском озере. Обитель эту основал сам Никон. Еще будучи иеромонахом, он попал в бурю, совершая путешествие по Онеге, и едва спасся, выбравшись на остров. В благодарность Создателю он установил на острове поклонный крест и дал обет основать на этом месте монастырь.

Кийский крест

Кийский крест имеет семиконечную форму – с Т-образной вершиной. Размеры его составляют 310 × 192 см. Примечательно, что он был установлен прямо в иконостасе – на месте храмовой иконы. В реликвию было вправлено 108 частиц мощей святых и камни с мест главных событий библейской истории. Главной же его святыней стала частица Креста Господня, вправленная в середину распятия. Кийский крест – образ Креста Христова – сам стал образцом для распятий, украсивших многие русские храмы. Уже во время его перенесения к месту установки, в храмах, где совершались остановки на ночлег, создавали копии креста – «на благословение». Их и сегодня можно увидеть. В частности, такой крест сохранился в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Онега.

 

Кресты, встроенные в стены

Алексиевский Новгородский крест

В Древней Руси в храмах были и кресты-голгофы, выглядевшие совсем иначе, нежели те, что мы видим сегодня. Это были прямоугольные доски с вырезанным на них восьмиконечным крестом и орудиями Страстей Господних. Они не несли на себе иконных изображений, зато были украшены монограммами, зачастую – весьма многочисленными. Помимо привычных нам сокращений IХ ЦСл – «Иисус Христос Царь Славы», ГГ – «гора Голгофа», ГА – «Глава Адама», это могли быть такие зашифрованные послания как: ББББ – «бич Божий бьет бесов», ДДДД – «древо добра досада диаволу». Эти символические изображения могли быть вырезаны из дерева или камня, выполнены в керамике. Их устанавливали в храмах и домах либо встраивали в наружные церковные стены. Традиция эта была распространена до XVII столетия, позднее она сохранялась, главным образом, среди старообрядцев.

В XIII-XVI вв. бытовала и почти забытая в наши дни традиция украшать храмы, встраивая в их наружные стены или устанавливая в специально устроенных нишах вырезанные из камня монументальные поклонные кресты. Именно так был изначально установлен знаменитый Новгородский Алексиевский крест. Созданный то ли в благодарность за победу в Куликовской битве, то ли с молитвой о прекращении усобицы между жителями города, он украшал собой нишу в наружной стене Софийского собора Великого Новгорода.

Алина Сергейчук

Свято-Троицкое братство г. Щигры +7 (495) 778-37-36 www.shigri.ru