Летопись работы ООО «Морион» тесно переплетается с историей строительства и возрождения воинских храмов. Об этом нам рассказал руководитель предприятия Вадим Владимирович Новокшонов.
- Недавно вы отправили купола на Камчатку, для храма при базе подводных лодок.
- Да, 15 июня 2020 года мы отправили самолетом военно-транспортной авиации купола для строящегося в г. Вилючинске гарнизонного храма в честь апостола Андрея Первозванного. Эти купола были изготовлены нами при поддержке Фонда помощи экипажам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Екатеринбург» и «Верхотурье», а также командования и военнослужащих Подводных Сил ТОФ.
- Какой из храмов для Вас самый памятный?
- Самым важным из объектов, связанных с воинской историей России, на которых нам довелось работать, мы считаем храм Всех святых на Мамаевом кургане в Волгограде. Установку куполов для него мы выполнили в 2004 году в преддверии 19 ноября – дня начала наступления наших войск в 1942 году. Эти купола имеют форму древнерусских шлемов. Они массивные, основательные. Внизу купола оформлены необычными фризами с орнаментом, которые заменяют стандартную купольную «юбку» с подзорами. Таких куполов, кажется, нет больше нигде. В 2007 году мы сделали купола и для звонницы, которую построили при этом храме.
- Уже первые работы предприятия «Морион» были связаны с воинской тематикой.
- Самые первые наши купола были выполнены в 1997 году для храма Архистратига Михаила в г. Ноябрьск. Второй полностью наш объект – храм в Якутии, в г. Мирный. Эти купола, которым уже более 20 лет, и сегодня выглядят как новые. Мы сами изготавливаем металл – нержавеющую сталь Titark толщиной 0,5 мм с покрытием нитридом титана. Специфика этого материала состоит в том, что сталь предварительно подвергается электроимпульсной обработке, только после этого на нее наносится нитрид титана. Благодаря этому обеспечивается качество и долговечность, которых хватит минимум на 100 лет, что подтверждено испытаниями.
- Еще один из ранних храмов, завершение которого выполнено вашим предприятием –церковь Успения Пресвятой Богородицы на Большой Охте в Санкт-Петербурге. Она посвящена памяти жертв блокады Ленинграда, там совершается их поминовение. Даже на сайте этого прихода написано «Блокадный храм».
- Эту церковь освятили в 2000 году. Да, Охта – район особый, там находится одно из мест погребения скончавшихся в войну от голода горожан. Белокаменная церковь с довольно большим куполом своим обликом напоминает памятники древнерусского зодчества.
- Вы работали и в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови, освященном в 2003 году. Этот храм – памятник трагической странице отечественной истории, мученическому подвигу последней Царской семьи.
- Для храма, возведенного на месте Ипатьевского дома, мы делали не только купола, кровли и кресты, но и внутреннее убранство. В частности – выполнили завершения для символических часовен-крипт над расстрельной кровлей. Одна шатровая конструкция из темного стекла завершается царской короной, вторая – куполком. Эти крипты сделаны по аналогии с сенью, обустроенной на месте, где погиб от бомбы террориста Император Александр II в посвященном этому трагическому событию храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Мы создали и Царские врата этого храма – правда, потом их заменили на кованые, и ограждения хоров, и обрамления икон.
- Воинская тема продолжилась и в 2006 году.
- Тогда мы принимали участие в возрождении Войскового собора Кубанского казачьего войска, посвященного благоверному князю Александру Невскому: делали купола и кровлю. Это центральный храм Кубанского казачества, в нем погребены многие атаманы, в том числе участники Белого движения. Купола этого храма освящал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он обратил внимание на крест, сказал: «Мощный крест!» А готовый собор освящал уже Святейший Патриарх Кирилл.
- Главный храм-памятник Белоруссии также украшают купола, созданные вашим предприятием.
- Храм‐памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, возведенный в Минске, значит для этой страны то же, что для России – Храм Христа Спасителя. Боковые приделы храма посвящены памяти жителей Беларуси, погибших во время войн и революций. По сути, это комплекс из нескольких зданий: центральной шатровой церкви высотой 74 метра и меньших придельных. В нижнем храме-крипте собрана земля с полей главных сражений, прогремевших в Беларуси. Над куполами, крестами и кровлями этого величественного сооружения мы работали в 2006–2008 гг. На освящении центрального купола присутствовал Президент Беларуси А. Г. Лукашенко.
- Вы поставляли металл для реставрации гарнизонного Свято-Николаевского храма Брестской крепости.
- Этот храм был значимым узлом обороны, вокруг него шли ожесточенные бои. При этом он, конечно, сильно пострадал и был законсервирован в таком виде как памятник. В 1991 году в храме состоялась первая служба, и здание стали восстанавливать. Сегодня там регулярно проходят богослужения, ведется большая патриотическая работа.
- В 2019 году вы благоукрашали еще один храм, связанный с судьбами Отечества.
- Да, в прошлом году на Преображение нами были подняты купола очень интересной сложной формы для храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Рузино под Зеленоградом Московской области. Это место было последним рубежом обороны Москвы, прямо по храму проходил передний край линии фронта. На колокольне сидел наш пулеметчик. Помните песню: «У деревни Крюково погибает взвод»? Это Крюково расположено в двух километрах от Рузино. Сегодня храм восстанавливается. По сути, он является памятником всем советским людям – воинам и ополченцам, участвовавшим в битве за Москву.
- А еще вы создаете по проектам заказчиков воинские памятники и мемориалы?
- Да, наши конструкторы в соответствии с их пожеланиями выполняют самые разные стелы.
Беседовала Елена Вишковская