Именно Ростовская школа эмали, напрямую связанная с церковным искусством, пережила атеистический ХХ век и дошла до наших дней
Беседа с коммерческим директором ЗАО «Ростовская финифть» Алексеем Михайловичем Доровским
- Изделия церковной тематики – одно из основных направлений работы фабрики «Ростовская финифть»?
- Да. Более того, развитие данного сегмента мы ставим себе в приоритет. Наше предприятие возрождает традицию использования эмалей в создании утвари для храма. А ведь именно таково было первоначальное назначение ростовской финифти. Наша фабрика является единственным официальным продолжателем этого народного промысла, что накладывает на нас ответственность. Пластины с расписной эмалью украшали торжественные облачения священнослужителей, митры, потиры и т.п. еще в XVIII – XIX веках.
- Среди работ фабрики есть подлинные произведения искусства. К примеру, эта панагия. Какие техники использованы при ее создании?
- В центре вы видите образ Рождества Христова, написанный в технике финифти – миниатюрной росписи по эмали. Это одна их самых сложных эмальерных техник. Мастер пишет вручную по медной пластине, с двух сторон покрытой стекловидной пастой и обожженной. Каждый слой краски, который наносит художник, запекается при температуре 800–900 градусов, при этом цвет изображения меняется. Для того, чтобы спрогнозировать, какие тона приобретет роспись в конечном итоге, надо обладать опытом и профессионализмом. Чем больше образов, чем они мельче, тем сложнее создать данную миниатюру. Основа панагии выполнена из серебра и покрыта горячей перегородчатой эмалью по скани. (Скань – тонкая серебряная проволока, которая напаивается на основу, создавая затейливый узор). Затем идет нанесение эмали. Панагия, которую вы рассматриваете, украшена натуральными камнями. Выбор камней – натуральных и искусственных – у нас практически не ограничен.
- Вы работаете по индивидуальному заказу?
- Да, тиражных изделий у нас нет. Каждый раз выбор изображения и утверждение декора остается за заказчиком. К Пасхе у нас было много заказов на панагии с образом Воскресения Христова. В пару к панагиям часто заказывают наперсные кресты. Такие великолепные изделия чаще всего приобретают не для себя, а в подарок. Процесс их создания довольно длителен: от 3 недель до 3 месяцев, но результат того стоит.
- Что же делать тем, кому подарок понадобился срочно?
- Да, так происходит нередко. И как правило, удается что-то подобрать: хотя изделия и создаются в единственном экземпляре, что-то в наличии всегда есть.
- Буквально на днях я видела напрестольный крест от «Ростовской финифти» в небогатом храме. Помимо произведений музейного уровня, у вас есть и работы средней ценовой категории?
- Да, мы производим вещи, которые используются в богослужении изо дня в день, и не только в кафедральных соборах. Наша задача – донести эмальерное искусство до приходских храмов. Для этого наши мастера научились делать работы, способные составить конкуренцию в ценовом отношении работам без эмали. Стоимость зависит от количества скани, горячей эмали финифти. Большинство церковной утвари, которая сегодня представлена на рынке, это либо штамповка, либо литье. Но если сравнить штампованный потир, даже серебряный, и нашу работу, в которой 90 % ручного труда, – это совершенно разные категории. В каждое наше изделие вложена душа и умение нескольких мастеров: ювелира, эмальера, иконописца. Даже изделия, созданные по мотивам уже существующих, индивидуальны, потому что это ручной труд. Цена на эти работы 400–500 тысяч рублей. Благодаря этому я могу прямо сказать, что у нас правильное соотношение цены и качества.
- Вы создаете богослужебную утварь и из менее ценных металлов?
- Да, мы работаем с латунью, медью, которые покрываются серебром или золотом и украшаются холодными эмалями – горячие эмали ложатся только на благородный металл. К слову, 95% церковной утвари сегодня делают из латуни. В любом случае, из какого бы металла ни была создана наша работа, ее смысловым центром остается священное изображение, выполненное вручную в технике финифти, которая не боится ни времени, ни выгорания, ни других вредных воздействий.
- Каков может быть нижний порог стоимости богослужебных изделий с финифтью?
- Напрестольное Евангелие или напрестольный крест – от 50 тысяч рублей, евхаристические наборы от 250 тысяч, панагии от 70 тысяч. Вне зависимости от цены, каждая наша вещь создается индивидуально и кропотливо.
Беседовала Алина Сергейчук