В связи с недавно состоявшимся освящением Главного храма Вооруженных сил, нижняя церковь которого украшена беспрецедентным количеством керамики, а фасады — фарфоровыми иконами, группа компаний «Паллада» и входящие в ее состав Православные мастерские «Финист» во имя Святителя Спиридона Тримифунтского сейчас на слуху. Но и помимо этой работы, о которой мы писали в предыдущем выпуске, «послужной» список петербургских мастеров очень внушителен.
Церковные заказы, в том числе и реставрационные, петербургская реставрационно-производственная компания «Паллада» успешно выполняет уже 15 лет, с 2005 года. А в 2012 году в ее составе были выделены Православные мастерские «Финист», что, бесспорно, свидетельствует об особом серьезном подходе к этому направлению и о стремлении к сохранению традиций и соответствию канонам. В частности, у мастерских есть постоянный консультант по христианской иконографии и богословским вопросам — протоиерей Александр Ежов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице (Санкт-Петербург), а руководитель мастерских — Константин Лихолат, получив искусствоведческое образование, выбрал керамические иконы предметом собственного научного исследования.
Первые керамические иконы на Руси появились еще в середине XVI столетия, а керамические иконостасы — веком позже, в середине XVII. Массовый же выпуск фарфоровых и фаянсовых иконостасов и киотов начался в России в конце XIX века. Участие в реставрации фасадов и интерьеров храмов разного времени (среди них церковь Спаса Всемилостивого в Белозерске, возведенная в начале XVIII века, многочисленные образцы церковного строительства рубежа XIX–XX веков: храм Богоявления на Гутуевском острове в Петербурге, Морской Никольский собор в Кронштадте, Свято-Екатерининский кафедральный собор в Краснодаре и целый ряд других памятников) позволил «Палладе» и «Финисту» хорошо изучить исторические образцы церковной керамики, а богатый производственный опыт — усовершенствовать существующие технологии, а также разработать новые. Например, использование технологии 3D-моделирования для воспроизведения криволинейных поверхностей дало возможность создать уникальные фарфоровые купола для храма благоверного князя Игоря Черниговского в поселке Переделкино.
Преимущества керамических (фаянсовых или фарфоровых) иконостасов перед деревянными были отмечены еще в проспекте Товарищества М. С. Кузнецова, ведущего производителя конца XIX — начала XX века. Они гораздо более долговечны и прочны, так как не подвержены рассыханию, а закрепленные обжигом глазури не шелушатся и не тускнеют со временем. К тому же они гигиеничны и удобны в обслуживании: «пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно», а «прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности». Причем, если сто лет назад керамические иконостасы проигрывали деревянным по стоимости, и Товарищество М. С. Кузнецова было вынуждено оправдывать их повышенную цену долговечностью, то сейчас, благодаря развитию производства, фаянсовый или даже фарфоровый иконостас стоит столько же, сколько и деревянный, а зачастую дешевле.
В настоящий момент керамические иконостасы и киоты работы «Финиста» установлены в десяти храмах, причем среди них есть как выполненные по историческим образам, так и совершенно оригинальные, авторские работы. Среди выполненных мастерскими в последние два года заказов искусствоведы и архитекторы — члены Патриаршего Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации — особо отмечают высокий художественный уровень иконостаса храма блаженной Матроны Московской (Москва, ул. Софьи Ковалевской) и иконостаса и киотов для храма в Йошкар-Оле.
Ведущие иконописцы «Финиста» — Аурел Дмитриевич Маринуца и Ольга Львовна Салмина — создали образы на фарфоре для множества православных храмов в России и за рубежом. Поскольку прочность и долговечность керамических икон позволяет не опасаться пагубных климатических воздействий, установлены они не только в интерьерах, но и на фасадах церквей в Москве, Астрахани, Нижнем Новгороде, Кемерове, Иркутске, Пирее (Греция); ведутся работы для храма в Салониках. Произведения мастеров участвуют в различных выставочных проектах, несколько икон представлены в постоянной экспозиции Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» в Санкт-Петербурге.
Начиная с 2016 года мастерские создают и различные предметы церковного обихода и утварь из керамики — престолы, аналои, подсвечники, купели. Особенно интересна спроектированная и изготовленная «Финистом» обстановка нижнего храма церкви Казанской иконы Божией Матери в Кемерове — престол, жертвенник и аналой, составившие целостный ансамбль с керамическими киотами (также произведениями мастерских). Архитектурные, четкие формы будто бы высеченных из камня предметов производят удивительное впечатление праздничной строгости, подобающей церковному интерьеру, и как нельзя лучше сочетаются с росписями, украсившими нижний храм.
Широкий диапазон возможностей Православных мастерских «Финист» (в том числе и технологических), изготовление столь разных (от куполов до аналоев) произведений церковного искусства и высокое качество их работы позволяет надеяться на дальнейшее расширение их деятельности по благоукрашению храмов образцами керамического искусства — традиционного и наилучшим образом соответствующего облику православного храма.
Вера Качурина