Воинские храмы – это не только памятные соборы, но и скромные гарнизонные церкви. Каждый христианин призван быть духовным воином, а потому грань между «гражданским» и «воинским» храмами весьма условна. Практически каждая русская святыня несет память о временах, когда близ этой святыни укреплялся ратный дух защитников Отечества. И когда сама эта святыня устояла в пламени испытаний.
Курская Коренная пустынь. История этой обители начинается с повествования о том, как, в далеком XIII веке ордынские захватчики разорили уединенный скит православного отшельника: сожгли часовню и келью, разрубили и бросили чтимый монахом образ, а самого инока увели в плен. Много лет провел в рабстве кроткий Господень служитель, пася овец своих пленителей и утешаясь тайной молитвой. Наконец, Сам Бог даровал ему свободу: русские послы, ехавшие по бескрайней степи, были изумлены донесшимися до них звуками церковного песнопения. Оглядевшись по сторонам, они увидели старца-пастуха в бедной одежде, воспевавшего обращенную к Богоматери молитву. Узнав, что перед ними священник и монах, послы выкупили его и отвезли на родину. Возвратившись на пепелище своего скита, иеромонах отыскал в траве разрубленную надвое икону Знамения. Он соединил половинки доски и – о, чудо! – они мгновенно срослись.
Величественные соборы Курской-Коренной пустыни с сияющими золотой резьбой иконостасами – памятник той отшельнической келье, духовной победе кроткого старца-монаха, милости Богоматери и, конечно, ратным делам Руси, на протяжений столетий отстаивавшей свою независимость от самых разных супостатов. А во время Великой Отечественной войны в пяти минутах ходьбы от Пустыни располагался командный пункт генерала К.К. Рокоссовского, с которого он руководил сражением на Курской дуге. Здесь шли ожесточенные бои, и Единому Богу ведомо, сколько солдат и офицеров возносили к Нему, взирая на купола закрытых церквей…
Строительство и благоукрашение храмов – вклад в битву между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Благоговейное творчество церковных художников, земными средствами выражающими красоту Горнего мира, зримым образом являет присутствие на земле Бога: в Его благодати, в Таинствах, в жизни Церкви. И недаром в иконостасе собора Курской-Коренной пустыни мы видим образ Архистратига Михаила как Грозного воеводы Небесных сил, вооруженного огненным мечом, – заступника православных в земных и духовных битвах.
История России – это история стояния за веру и независимость Отечества. В Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади, в самом сердце Москвы, мы видим череду икон святых, трудами и молитвами которых росла и крепла Русь. Равноапостольный князь Владимир, благоверные Александр Невский, Димитрий Донской – они угодили Творцу не только личным христианским подвигом, но и беззаветным служением родной земле. Без их образов не обходится практически ни один храм, столь близки они верующим сердцам.
Говоря о святых воинах, нельзя не упомянуть великомученика Георгия Победоносца – одного из наиболее чтимых нашим народом святых. Его изображение было на личных печатях первых русских князей и стало гербом столицы нашей Родины. Что главное в духовном подвиге святого Георгия? – Как и другие христианские воины, он верно служил земному царю, пока это не вошло в противоречие с верой. Когда же от него потребовали отречься от Христа, Георгий без колебаний отказался, предпочтя земному Небесное. Мужество воина стало основанием для стойкости в вере, преданность земному Отечеству претворилась в верность Небу, честь военачальника – в смирение Христова исповедника. Воинское служение требует мужества, послушания, аскетизма и самоотверженности – качеств, необходимых христианину. Сложно представить, как можно рисковать, а то и жертвовать земной жизнью, не имея хотя бы неосознанной веры в бессмертие и в Божественный Промысл. Благодаря укорененности в Христианстве русские воины одерживали свои победы: вера и молитва привлекала к ним помощь Божию, а готовность сражаться, не щадя живота своего, одерживала духовную победу над врагом. Именно поэтому из воинской среды вышло немало святых, среди которых праведный адмирал Феодор Ушаков – воин, не проигравший ни одного сражения и прославившийся не только талантом стратега, но и заботой о подчиненных, и милосердием к врагам.
Художниками Свято-Троицкого братства г. Щигры написана икона трех святых Феодоров, трех воинов: русского адмирала и двух древних мучеников – Феодора Стратилата и Феодора Тирона, которые также несли воинское служение. Этот образ зримо показывает, как служение земного воина претворяется в подвиг воина Небесного Царя.
Верующий человек подобен листу на церковном древе, уходящем вглубь тысячелетий и коренящемся в Вечности. Оглядывая необозримую историю христианской святости, важно заботиться о прирастании Церкви новыми душами. Каждый храм – это место, где приходят к вере и учатся жить по ее законам многие и многие люди. Особенно отрадно, что храмы строятся при воинских частях, что дает солдатам и офицерам возможность участвовать в церковных Таинствах во время несения службы. Такие храмы на протяжении последних десятилетий возводятся по всей России. Центрами православия, значимыми не только для военных, но и для местных жителей, становятся церкви при подразделениях, базирующихся за пределами нашей страны. Таков, к примеру, храм вмч. Георгия Победоносца на Байконуре. Строительство этого белокаменного, решенного в русском стиле храма в свое время велось на народные пожертвования, трудами мастеров из разных областей России. В частности, его алтарную преграду и деревянное убранство выполнили мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры.
Алина Сергейчук