Мозаичное убранство малых алтарей Главного храма Вооруженных Сил России

Мы продолжаем рассматривать мозаичное убранство храма Воскресения Христова в парке «Патриот» - главного храма Вооруженных сил России. В этот раз обратим внимание на композиции, которые украсили своды алтарей (апсид) четырех боковых приделов храма.

Все мозаики, украсившие храм, были разработаны Народным художником Российской Федерации Василием Игоревичем Нестеренко и воплощены в жизнь мастерами Художественно-производственного предприятия Лаврентьевых «Домострой», одним из крупнейших церковных благоукрасителей России. Над реализацией проекта одновременно работали более трехсот художников под непосредственным руководством В.И. Нестеренко и А.Н. Лаврентьева.

Воплощение в материале мозаик потребовало от мастеров компании «Домострой» больших производственных мощностей и профессионализма. Более 5 000 м2 мозаики за рекордно короткие сроки! Мастера работали в две смены, а монтаж производили в две-три смены.

Реализацию проекта можно назвать уникальной. Работа над мозаичными панно храма проводилась в строящемся здании. Сводов, на которые их предстояло смонтировать, еще не существовало. Приходилось основываться на размерах, заложенных в проект храма. Проект в процессе строительства тоже корректировался, поэтому и художникам приходилось вносить изменения в эскизы во время работы. Художники приезжали на объект, делали обмеры, всматривались в архитектурные детали, ведь сложные вогнутые формы поверхности апсид и куполов еще более усложняли задачу мастеров. Восприятие мозаичной композиции вблизи и издалека сильно отличается, и чем масштабнее образ, чем дальше расстояние до него, тем это отличие значительнее. Задача художников, заключалась еще и в том, чтобы икона-панно выглядела гармонично и вблизи, и издалека, при взгляде снизу. Для этого требовалось где-то сдвинуть изображения, где-то изменить угол наклона и т.п.

Процесс создания мозаики – кропотливый труд. Над каждым панно трудилась целая команда мастеров, и каждый художник создавал свой фрагмент. В результате все эти фрагменты должны были с идеальной точностью сложиться в единое целое. Возможности посмотреть на готовую работу не было. Мастера не имели права на ошибку! И, слава Богу, композиция мозаик, в которых священные образы органично соединились с историческими изображениями, сделалась достойным украшением храма.

Эта работа также стала уникальным соединением православной иконописной традиции и искусства батальной живописи. Благодаря таланту Василия Игоревича и мастеров предприятия «Домострой» удалось создать композиции, в которых гармонично сочетаются образы святых и изображения участников военных событий. Это соединение не декларирует святости исторических личностей и не предполагает обращения к ним с молитвой. Речь идет о создании исторической канвы действия Промысла Божия в судьбах Отечества, о духовном осмыслении воинской истории России, которое красной нитью проходит через замысел убранства храма.

Главный придел Воинского храма посвящен Воскресению Христову как вершине человеческой истории, точке, в которой соединяются жизненные пути всех людей, получивших возможность обрести вечное единение с Богом. В Воскресении Господь «отрет всякую слезу», в том числе – и слезы тех, кто пострадал в войнах и вооруженных конфликтах.

Четыре боковых придела храма, расположенные попарно с двух сторон от главной апсиды, посвящены святым небесным покровителям четырех видов Вооруженных Сил России. В центре каждой композиции помещен главный покровитель каждого рода войск. Над ним – образ Святого Духа, которому предстоят святые, почитание которых традиционно связано с осмыслением ратного подвига. Помимо этого, в каждом из приделов храма по предложению автора проекта и по согласованию с Комиссией по художественному убранству храма, изображены русские полководцы и флотоводцы, прославившие наше Отечество. Они как бы участвуют в молитве за Родину. Это говорит о единстве нашей жизни и Горнего мира: верующие воины и сегодня молятся святым, и те помогают им в ратных подвигах.

Придел великомученицы Варвары

Первый из приделов посвящен великомученице Варваре, небесной покровительнице Ракетных войск стратегического назначения. Хрупкая девушка, явившая непоколебимую веру и верность Христу, не без Промысла Божия была избрана в качестве патрона этого грозного вида Вооруженных Сил еще в 90-е годы прошлого века. Этот род войск был основан в день ее памяти – 17 декабря. Святая держит в руках меч, орудие своих страданий. В концепции убранства Воинского храма этот острый меч обретает еще одно значение: он напоминает о грозной силе отечественных Ракетных войск.

По левую сторону от вмц. Варвары изображен благоверный князь Димитрий Донской, также с обнаженным мечом в руке. Справа – преподобный Илия Муромец, еще один покровитель Ракетных войск. Помимо меча, в его руках щит, украшенный орнаментом, схожим с эмблемой РВСН. Это символическое напоминание о главной функции Ракетных войск – быть ядерным щитом нашего Отечества.

Дополняют композицию изображения князей Боброка Волынского и Владимира Храброго, соратников св. Димитрия Донского, прославивших свои имена на поле Куликовской битвы. С другой стороны изображены спасители Русской земли в Смутное время: полководец Михаил Скопин-Шуйский, герой Первого ополчения против польско-шведских интервентов, и князь Пожарский с Кузьмой Мининым, возглавившие Второе, победное ополчение.

В декоративном обрамлении композиции использованы народные орнаментальные мотивы Нижегородской земли, в медальонах помещена символика РВСН. В сюжет органично включена георгиевская лента, напоминающая о славе русского оружия и преемственности традиций Российского воинства.

 

Придел апостола Андрея Первозванного

Второй придел посвящен апостолу Андрею Первозванному – небесному покровителю Военно-Морского флота России. Рядом с его мозаичным изображением мы видим образы свт. Николая Чудотворца Можайского, покровителя русских моряков, и праведного адмирала Феодора Ушакова. Здесь же автор проекта поместил изображения великих русских флотоводцев, которые вместе с прав. Феодором Ушаковым составляют непреходящую славу Российского флота: адмиралов Михаила Лазарева, Павла Нахимова, Владимира Корнилова и Степана Макарова.

В орнаментальном убранстве апсиды использованы морские мотивы, выполненные в стилистике гжели, в бело-синих цветах Андреевского флага. Продолжает тему изображение, помещенное в тимпане над аркой алтаря: святитель Николай укрощает морскую бурю и спасает матроса, а рядом – русское военное судно под Андреевским флагом.

 

Придел благоверного князя Александра Невского

Третий придел посвящен святому Александру Невскому, покровителю Сухопутных войск России. Прославленный полководец, победитель немцев и шведов, один из главных символов нашего воинства, Великий князь Александр изображен в молитвенной обращенности к Богу. Опущенный меч в его руке символизирует готовность дать отпор врагам Святой Руси и в то же время миролюбие. Вместе с Александром Невским за Отечество молятся древнерусские святые воины: князья Андрей Боголюбский и Михаил Тверской. Благоверный князь Андрей держит в руках одну из главных святынь Руси – Владимирскую икону Божией Матери. Славный ряд русских военачальников продолжают герои Екатерининской эпохи: князья Василий Долгоруков-Крымский, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов-Рымникский и Петр Румянцев-Задунайский.

В орнаментальном обрамлении апсиды Александровского придела использованы мотивы палехской живописи и символика Сухопутных войск РФ. Большой тимпан, расположенный над двумя правыми приделами, украшен изображением великомученика Георгия Победоносца, являющегося символом победы добра над злом, веры над нечестием.

 

Придел святого пророка Илии

Четвертый придел посвящен Илии Пророку, патрону Военно-космических сил и Воздушно-десантных войск. Пророк изображен с черным вороном, который, согласно житию, приносил ему пищу в пустыню. Рядом с ним разместились образы Архангела Михаила и великомученика Георгия Победоносца. Череду великих русских полководцев замыкают изображения героев Отечественной войны 1812 года: князя Михаила Кутузова-Смоленского, генерала Петра Багратиона и атамана Матвея Платова, а также образ генерала Михаила Скобелева – героя туркестанских походов и русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Орнаментальный фриз, опоясывающий апсиду, решен в стиле вятских узоров сине-бело-голубого цвета и содержит эмблемы ВКС и ВДВ в медальонах.

Составляя единое целое с убранством храма, мозаики малых алтарей с глубоким символизмом и художественной выразительностью раскрывают духовную идею служения каждого из родов войск.

Повествование о мозаичном убранстве Главного Воинского храма России, выполненном  предприятием «Домострой», мы продолжим в следующих выпусках наших журналов.

 

Алина Сергейчук

 

Предприятие «Домострой» Художественно-производственное предприятие Лаврентьевых работает с начала 1990-х годов и занимается благоукрашением храмов. В 1997 году оно получило благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Специализация проектно-производственного предприятия «Домострой» – создание уникальных изделий из дерева, камня, мозаики, металла. «Домострой» имеет собственные производства в Москве и Муроме, где трудится профессиональная команда проектировщиков, архитекторов, художников. Мастера создают иконостасы, киоты, церковную утварь, выполняют мозаики. Работа ведется как вручную, так и на современном высокотехнологичном оборудовании. Создаются комплексные проекты храмового убранства. Предприятие занимается реставрацией памятников истории и культуры. На счету предприятия такие знаковые объекты как Казанский собор г. Казани, Валаамский монастырь, храм Новомучеников в Сретенском монастыре, Кафедральный собор Пресвятой Троицы в Париже, а также другие многочисленные соборы, скиты и подворья монастырей. Управляют компанией Алексей Николаевич Лаврентьев и два его сына, Александр и Илья. Благодаря опыту, профессионализму и ответственному подходу к любому делу предприятие ООО «Домострой» достигло значительных успехов и заняло достойные позиции в соответствующем сегменте рынка. ООО «Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru