Когда на форуме «Армия-2020» были представлены рясы, подрясники и скуфейки для священнослужителей, выполненные из камуфляжной ткани, у многих это вызвало недоумение и протест. Но такое ли новшество – облачения в «военной» стилистике?
Безусловно, как отметил в ответ на это начинание епископ Клинский Стефан (Привалов), Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, все в Церкви происходит по благословению – так же, как в армии – по приказу. Но сам по себе пошив камуфляжных ряс не является чем-то беспрецедентным. Священник в черной рясе на войне слишком заметен для вражеских стрелков. В соответствии с этим в Русской Православной Церкви действуют «Правила ношения формы одежды военным духовенством», утвержденные в октябре 2014 года. Согласно им во внебогослужебное время священнослужители носят такую же полевую форму одежды, как окормляемые ими военные. Различие состоит лишь в том, что форма священнослужителя не имеет погон, а в петлицах размещаются православные кресты темного цвета установленного образца. При совершении же службы в полевых условиях войсковой священник, согласно этим правилам: «...облачается в епитрахиль и поручи (при необходимости маскировки — темно-зеленого цвета) поверх полевой формы одежды, а также может надевать священнический крест (при необходимости лишенный демаскирующих признаков по цвету), а в экстренных случаях облачается только в епитрахиль».
Как мы видим, в современной практике воинские священники в полевых условиях не носят подрясников и ряс. В дореволюционной России священнослужители не ходили в мирской одежде. В соответствии с этим, уже в первой половине XIX века для них стали шить особые одеяния. Приказ №132 генерала графа А.А. Аракчеева, отданный им в октябре 1820 года, гласил: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил священникам поселенных войск иметь рясы темно-зеленого сукна со следующими различиями на подбое. По пехоте: в полках гренадерских и карабинерных, старшим красного цвета, а младшим – желтого; в полках пехотных и егерских, старшим желтого цвета, а младшим по цвету полковых плечевых погон. По кавалерии: в полках уланских, старшим красного цвета, а младшим – синего. О таковой Монаршей воле к непременному исполнению сим предписываю».
Стоит отметить, что в Российской Империи, которая во многом является примером при переживаемом нами возрождении церковной жизни, воинская стилистика использовалась в оформлении облачений не только по необходимости, но и в соответствии с самим духом служения военного священника.
Наградой воинским священникам, отличившимся при исполнении своего долга, служило георгиевское облачение. Орден святого Георгия – одна из наиболее почетных наград, вручавшаяся исключительно за боевые заслуги, имел несколько степеней. Офицерам вручали собственно орден, низшим чинам – знаменитые георгиевские кресты. Отличившийся офицер мог также получить особое георгиевское оружие, что было очень почетно. Полковые батюшки, которым нередко доводилось рисковать жизнью, служа, причащая и исповедуя на передовой, а то и, будучи безоружными, вести в бой потерявшие командиров части, заслуживали своей награды. Для них и было разработано георгиевское облачение, а также наперсные кресты на георгиевской ленте. Помимо этого, военные священнослужители получали медали и собственно ордена: святой Анны, святого равноап. князя Владимира, святого Георгия. Орден св. Георгия можно было получить только за заслуги в ходе боевых действий. Орден св. Анны священникам вручали за успешную воспитательную деятельность среди военнослужащих. Его статут в редакции 1833 г. предусматривал награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», если «в продолжение трех лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста». Орден св. Владимира священники получали за выслугу лет в военных подразделениях. Награда 4-й степени вручалась за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне в мирное время.
Георгиевское облачение не использовалось на фронте. Напротив, награжденные священники возлагали его на себя при совершении самых торжественных богослужений. Отличали георгиевское облачение следующие черты:
- Цвет – все принадлежности были выполнены в цветах ордена великомученика Георгия: оранжевом (желтом) и черном. Эти тона также соответствовали стилистике герба Российской империи: черный Двуглавый орел на золотом фоне.
- На кустодии – символической печати или звезде, нашитой в нижней части фелони, был начертан девиз ордена св. Георгия: «За веру и храбрость».
- Канты облачения украшались геометрическим орнаментом, повторяющим узор, украшающий ленту ордена св. Георгия.
- Наконец, кресты, нашитые на епитрахили, повторяют своей формой наградной Георгиевский крест.
К слову заметим, что георгиевское облачение – далеко не единственный пример адаптации атрибутов богослужения к государственно-патриотической тематике, имевший место в Царской России. Для священнослужителей, приглашенных участвовать в коронации императоров, шили особые коронационные облачения. Торжественные и пышные, выполненные из драгоценной парчи, они украшались государственным гербом – Двуглавым орлом, мотив которого использовался в вышивке и узорах ткани. А к Трехсотлетию Дома Романовых, отмечавшемуся в 1913 году, ризницы храмов по всей Российской империи пополнились облачениями особого дизайна – красного цвета, с крестом особой формы, дополненным девизом «Сим победиши» и обрамленным двумя ветвями: оливковой и лавровой.
В наши дни традиция награждения священнослужителей Георгиевским облачением продолжает свою жизнь. В 2017 году в Пскове по благословению Святейшего Патриарха Кирилла оно было возложено на протоиерея Олега Тэора, настоятель храма св. князя Александра Невского в Пскове, руководитель отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами Псковской епархии. Это стало первым случаем использования Георгиевского облачения в современной России. Помимо этого, в георгиевском облачении совершают богослужения старшие священнослужители разных родов войск – в данном случае это является не наградой, а атрибутом их должности.
Алина Сергейчук