Когда медальоны с финифтью стали едва ли не непременным атрибутом торжественного богослужебного облачения и утвари? - Наибольшее распространение в России они получили, начиная с XVIII столетия, когда в Ростове Великом при архиерейском доме были открыты художественные церковные мастерские. В их составе был и эмальерный цех.
Драгоценные эмали – традиционное украшение торжественных богослужебных облачений, в первую очередь – архиерейских митр. Эмалевые миниатюры выполняют на округлых, реже – многоугольных металлических медальонах и прикрепляют к поверхности митры. Такие медальоны именуются дробницами. Иногда дробницами декорируют и другие предметы облачения – например, палицы. И, конечно, эмалевая дробница – наиболее часто встречающийся центральный элемент архиерейской панагии. Также дробницы с расписной эмалью (финифтью) украшают богослужебную утварь: потиры, дарохранительницы, звездицы, богослужебные Евангелия, венцы для совершения Таинства брака и т.п. В Муромском историко-художественном музее собрана интересная коллекция эмалей. Среди них – звездица, украшенная дробницей с образом Бога-Саваофа, созданным в живописной манере в технике расписной эмали. Очень интересно входящее в ту же коллекцию богослужебное Евангелие работы ростовских мастеров 2-й половины XIX века. Примечательность его состоит в том, что центральная часть обложки богослужебной книги представляет собой целый миниатюрный иконостас. В середине его расположился небольшой прямоугольный образ Воскресения Христова, вокруг которого сгруппированы иконы Двунадесятых праздников.
До XVIII века эмали в Российской империи использовались главным образом в светском искусстве. С тех пор, как в XVII веке французский ювелир Жан Тутен открыл секрет полупрозрачных эмалевых красок, они вошли в моду в высшем обществе. Миниатюрные портреты прекрасных дам, изображения романтичных пастушков и пастушек украшали пудреницы, табакерки, часы, браслеты знати.
В Ростове эмальерное искусство поставили на службу Церкви. Первое упоминание об этом относится к 1760-м годам, когда мастер Гавриил Елшин «писал шапки», то есть делал миниатюрные эмалевые иконы-дробницы для митр. Так была возрождена древняя, еще византийская, традиция, когда в технике горячей эмали создавались драгоценные иконы и утварь. Впрочем, технологии работы эмальеров двух эпох отличались друг от друга. Византийские мастера использовали перегородчатую эмаль: расплавленную стекловидную массу заливали между напаянными на пластину перегородками, создававшими рисунок. В Ростове Великом работали главным образом в технике финифти – письма специальными эмалевыми красками по загрунтованной эмалью пластине драгоценного металла.
В наши дни традицию создания церковной утвари с эмалями продолжает предприятие «Ростовская финифть». Здесь работают с различными видами эмали: перегородчатой, горячей. Но бесспорная пальма первенства – у финифти, благодаря которой создаются изображения, по тонкости не отличающиеся от темперной иконописи. Яркие, сочные тона, загадочное поблескивание гладкой, как стекло, поверхности, долговечность и прочность – все это отличительные черты финифти. Это искусство представляет собой синтез иконописи и ювелирного мастерства. Нередко эмали комбинируются с драгоценными и поделочными камнями.
Миниатюры на дробницах – особенно востребованная разновидность изделий предприятия. Секрет их востребованности состоит в том, что эти небольшие эмалевые образки можно прикрепить к готовым изделиям при их реставрации или использовать в собственных работах. «Ростовская финифть» сотрудничает со множеством мастерских, создающих богослужебные облачения и утварь. По их заказу мастера изготавливают дробницы, которые делают митры, потиры, венцы подлинными произведениями искусства. Не менее любимы представителями храмов и монастырей изделия, полностью выполненные ростовскими мастерами, где с финифтяными миниатюрами соседствуют орнаменты в технике эмали по скани, перегородчатой и выемчатой эмали, драгоценные камни.
Наталья Зубкова