Величественные иконостасы, самобытные киоты, раки для святых мощей – работы студии «Резной Воронеж» украшают храмы по всей России, от Сочи до Вологды. Мы беседуем с руководителем мастерской членом союза художников России Львом Владимировичем Шевченко.
- Лев Владимирович, работа для храмов с самого начала была Вашим творческим призванием?
- Да. Я окончил художественное училище по специальности резьба по дереву в 1999 году. Уже тогда в качестве темы диплома я выбрал оформление интерьера храма святых Кирилла и Мефодия в Воронеже. Настоятель предложил интересную задумку: сделать деревянное «небо» по подобию того, которое украшает храмы Русского Севера. Но не расписное, как это обычно бывает, а резное. Основную часть украсил крест с обрамляющими его надписаниями: IС ХС ЦРь СЛВЫ. На парусах мы вырезали символы евангелистов: льва, ангела, орла и тельца. Выполнили их в стиле древнерусской белокаменной резьбы. Эта работа во многом определила мой будущий творческий путь.
- Ваша мастерская создает весь спектр деревянной церковной утвари?
- Именно так. Интерьеры создаем самобытные, неповторимые, разрабатывая каждую деталь. Конечно, есть и серийные работы – все зависит от пожеланий заказчика. Мы применяем и ручную, и машинную резьбу, работаем в любых стилях церковного искусства. Выполняем резьбу по дереву, позолоту, витраж. Делаем не только иконостасы и утварь, но стенные панели, входные группы. За эти годы мы украсили несколько десятков храмов. Одна из наиболее значимых недавних работ – благоукрашение храмов женского Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже. Мы трудились в этой обители около двух лет.
- Иконостас, украсивший главный собор Алексеево-Акатова монастыря, красив и необычен, он словно кружевной.
- Он полностью вырезан вручную в стилистике ярославской резьбы XVII века. Эскизы этой алтарной преграды я разрабатывал, ориентируясь на старинные образцы, в частности, на резьбу, украшающую убранство храма Илии Пророка в Ярославле. Цветовая гамма иконостаса разрабатывалась в сотрудничестве с иконописцами под руководством Владимира Марченко, которые расписывали собор. Это была большая плодотворная работа. Иконостас украшен тонкой белой, словно костяной, резьбой на синей подложке. Над Царскими вратами – коруна, выполненная в технике сквозной резьбы.
- Этот интерьер вы дополнили необычными столами для свечей.
- В столы, украшенные резьбой, встроены вытяжки, благодаря которым копоть от свечей выводится на улицу и не загрязняет интерьеры храма. Эту идею матушка Варвара заимствовала в Греции, где распространена подобная практика. Ей очень не хотелось, чтобы свежая стенопись почернела от дыма. Нам доверили реализовать идею: чтобы вытяжки функционировали, а сами столы были стационарными и гармонировали с убранством храма. В храме два свечных стола: на один ставят свечи о здравии, на другой – об упокоении. Больше подсвечников нет. Кстати, внутри канонных столов обустроены небольшие шкафчики.
Беседовала Наталия Зубкова