![](http://rusiz.ru/files/2020/11/ikonostas_zachatyevskii_5_1-300x216.jpg)
Иконостас придела прпп. Иулиании и Евпраксии в соборе Зачатьевского монастыря. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры
Иконостас – зрительная доминанта внутреннего пространства храма. Преображая это пространство, он подчиняет его главной идее: предстоянию Богу, обращенности к Горнему миру. Помимо духовной, значима и архитектурная функция иконостаса: органично сочетаясь с обликом храма, он составляет единое целое с церковным зданием, хотя и не является его конструктивной частью. Поэтому знаменитейшие церковные зодчие проектировали иконостасы в единстве с архитектурой самого здания.
Так работал, в частности, Б.Ф. Растрелли, спроектировавший не только здания Воскресенского собора Смольного монастыря, храма Преображения Лейб-гвардии Преображенского полка в Петербурге и другие, но и иконостасы для них. Лучшие храмы русского модерна, такие как церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево и Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, также созидались в единстве внешних и внутренних форм. Иконостасы их продолжают и дополняют архитектуру здания, несут в себе ту же стилистику и декор.
В Древней Руси иконостас и храм были едины, хотя зачастую создавались разными мастерами и даже в разные столетия. Каменный храм мог пережить несколько алтарных преград, поновлявшихся и заменявшихся по мере обветшания. Единство стиля достигалось благодаря единству духа и следованию церковной традиции. Древнерусский тябловый иконостас, становясь все выше и сложнее начиная с XI и заканчивая XVI столетиями, не претерпевал существенных изменений в своей стилистике, а потому прекрасно сочетался со стенописью храмов, в которой господствовали те же ярусы изображений, выстроенных в соответствии с четкой смысловой концепцией.
С резкой переменой стиля храмового убранства в XVIII веке возникло немало коллизий, когда иконостасы старинных храмов стали заменять на новые, выполненные в совершенно ином ключе. Иногда полученное сочетание оказывалось парадоксально гармоничным, но нередко происходило наоборот. То же случается и в наши дни, причем иногда мы видим процесс, обратный тому, что наблюдался в XVIII веке: в храм, построенный в стиле барокко или классицизма, ревнующие о каноничности благоукрасители ставят строгий тябловый иконостас.
Впрочем, убранство храма – это живое единство, и было бы неправильным пытаться подчинить его строгим формальным требованиям. В том же Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, возведенном при Иоанне Грозном, мы видим золотой барочный иконостас, созданный в конце XVII века. Иконы в нем написаны в разное время: некоторые из них относятся ко времени строительства собора – 80-м годам XVI века, другие – к 1-й половине XVII столетия. Многие иконы находятся под записью, сделанной при реставрации в XIX веке. Тем не менее, мы воспринимаем собор как гармоничное целое.
При возведении и возрождении храмов в наши дни допустимы разные подходы, от проектирования в едином ключе всех деталей церковного интерьера до постепенного рождения убранства, когда каждый появляющийся элемент входит в сложные, но взаимодополняющие отношения с уже имеющимися. Это особенно актуально, если учесть, что большинство приходов и монастырей попросту не имеют возможности обустроить церковное здание в сжатые сроки. На протяжении последних 30 лет многие из них прошли интереснейший путь, когда при соработничестве Промысла Божия, любовной заинтересованности священства и прихожан и таланта церковных художников печальные руины превращались в величественные и благолепные храмы. Нередко иконостас помогал подчеркнуть достоинства церковной архитектуры или сгладить недостатки зданий.
Успенский храм Зачатьевского монастыря Москвы – маленькая уютная церковь с необычной архитектурой и историей, созданная по образу гробницы Божией Матери в Гефсимании. Он обустроен в подвале, который вырыли под Свято-Духовской церковью монастыря в советские годы. Подземный, «пещерный» храм имеет вытянутую вперед форму. Помещение довольно темное, что призвано способствовать молитвенной сосредоточенности. Украшением его сделался серебряный одноярусный иконостас, выполненный гальваническим методом мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры. Совсем небольшой, одноярусный, тонко украшенный фрагментарным золочением и драгоценными камнями, он дарит помещению свет и яркость. В той же стилистике, что и иконостас, выполнено облачение престола. При взгляде из западной части храма на иконостас и алтарь рождается мысль о сиянии Небесного Царствия, которое ожидает верных по завершении испытаний земной жизни и надежда на которое озаряет нас уже сегодня.
Богородицерождественский собор Зачатьевского монастыря – сложное архитектурное сооружение, которое соединяет в себе древнерусскую эстетику форм и образов и масштабность, достижимую благодаря современным технологиям строительства. Помимо основного, в нем устроено еще несколько приделов, в том числе и под землей. В притворе разместились два боковых придела. Перед создателями их иконостасов стояла сложная задача: превратить проходное по сути пространство с невысокими сводами в полноценные маленькие храмы, где будет совершаться богослужение. Не повторяя друг друга и иные имеющиеся в соборе алтарные преграды, эти иконостасы должны были стать органичной частью церковного убранства. Решением стали двухъярусные деревянные иконостасы, яркостью цветов, нетривиальностью форм и тонкостью резьбы напоминающие алтарные преграды ярославских храмов XVII века. Одним из их прообразов можно назвать иконостас бокового придела знаменитой Ильинской церкви Ярославля. Вписанные в алтарные арки, иконостасы имеют довольно сложную конструкцию: с сенью над иконой святых, которым посвящен придел, с торжественным и в то же время сдержанным порталом Царских врат. Иконостас придела, посвященного основательницам монастыря прпп. Иулиании и Евпраксии, имеет прямую форму, а алтарная преграда придела в честь мчч. Киприана и Иустины построена с выступающей вперед передней частью, что придает помещению дополнительный объем.
Кафедральный собор г. Саранска, посвященный равноапостольным Кириллу и Мефодию высок и просторен. Иконостас, созданный Свято-Троицким братством, перекрывает все три его придела, зрительно объединяя их. Позолоченная четырехъярусная алтарная преграда дополняется киотами, которые охватывают несущие столпы храма, расположенные перед ней. Благодаря этому композиция не разрывается. Продолжением ее становятся и киоты на боковых стенах, которые как бы продолжают иконостас. Сложные, устремленные ввысь очертания алтарной преграды перекликаются с арками сводов, позолоченная резьба подхватывает льющийся из окон свет, подчеркивает иконные образы.
Киоты, украшающие стены и обрамляющие столпы храма – еще один элемент, с помощью которого благоукраситель подчеркивает или сглаживает особенности его архитектуры. Собор Всех святых, в земле Российской просиявших в г. Домодедово украшен ярким иконостасом и насыщенной росписью со множеством образов святых. Органично поместить в нем иконы позволили сдержанные и графичные киоты из темного дерева, которые выделили каждую из них, создав вокруг них особое молитвенное пространство.
Иверская часовня у Воскресенских ворот Красной площади стала примером того, как с помощью убранства из резного дерева можно полностью сформировать церковный интерьер. Проход к чудотворной иконе обрамлен арочным порталом с травными орнаментами и изображениями херувимов, как бы стремящихся благоговейно приникнуть к образу Пречистой. Он как бы становится еще одним киотом, подчеркивающим значимость пребывающей в часовне святыни. Резные панели на стенах соединяют украшающие часовню иконы, превращаясь в подобие иконостаса.
Язык церковного искусства позволяет объединить конструкцию и убранство храма эстетически и на уровне смыслов. Осуществить это – задача благоукрасителя.
Алина Сергейчук