Образ Богоматери в эмальерном искусстве

Изображения Пресвятой Богородицы были одними из первых христианских икон. В Византии, в эпоху расцвета церковного искусства, образы Пречистой создавались в различных материалах: в мозаике, живописи и, конечно, эмали.

 

Эмалевые иконы Византии отличались от современных. Их выполняли в технике перегородчатой эмали, что ставило художника в достаточно жесткие рамки: одно дело написать образ, и совсем другое – создать его, заливая расплавленную стекловидную массу между искусно выложенными тончайшими перегородками из металла. Впрочем, перегородчатая эмаль позволяла воплощать принципы древней христианской иконописи: условность форм и плоскостной характер изображений подчеркивали их неотмирность. Одновременно художникам удавалось воплотить всю палитру смыслов, связанных с образом Пречистой: Божественное величие и близость к людям, чистоту девства и теплоту материнства, страдание и радость.

Богоматерь в одеянии византийской царицы

Дошедшие до нашего времени византийские эмалевые иконы имеют сравнительно небольшие размеры. Помимо привычных для нас изображений Пречистой с Младенцем Христом на руках и образов, где Она молитвенно предстоит Спасителю, встречались и довольно необычные композиции. К примеру, на одной из эмалевых икон Дева Мария изображена в одежде византийской императрицы. Этот образ неожидан для нас, но вполне соответствует по духу дальнейшему развитию иконографии: изображение Богородицы как Царицы стало одним из наиболее распространенных. Впрочем, на большинстве византийских икон Пресвятая Дева изображается в одеянии, аутентичном времени Ее земной жизни и вошедшей в канон православной иконописи.

Подчеркнуть величие Царицы Неба и земли было одной из основных задач византийских мастеров. Этому как нельзя лучше отвечала техника эмали, предполагающая использование драгоценных материалов и позволяющая создавать воистину ювелирные произведения. Яркость и сочность красок подчеркивалась фонами из ярко отполированного золота.  Даже иконы, на которых Богоматерь изображена скорбящей, в предстоянии Распятому Христу, дают ощущение не столько истощания Спасителя в муках, сколько Его духовной победы. Соответственно, и Пречистая на них показана не только в скорби, но и в величии. Талант художника и богатство изобразительных возможностей эмали позволили воплотить глубочайшие богословские истины Православия: и на Кресте Христос пребывал Царем Неба и земли. То, что казалось современникам страшным поражением, было величайшей в истории человечества победой добра над злом. Все это нисколько не умаляет тяжести Крестного Подвига.

Продолжая рассматривать византийские эмалевые образы, мы видим изображения Богоматери, которые буквально дышат простотой, смирением и радостью Ее Материнства. В композиции Сретения Мария держит на руках Богомладенца Иисуса, ласково прижимая Его к Себе. Старец Симеон, стоящий напротив, протягивает руки к обретенному им Спасителю, и лицо его озаряет светлая улыбка. Одеяния Пречистой и Христа очень простые. Казалось бы – вот вполне человеческая зарисовка. Но на лике Пречистой отражено благоговение и грусть, лик Младенца Христа глубоко серьезен: «Тебе же Самой оружие пройдет душу» – предрек Приснодеве Симеон. Деталь, много сообщающая внимательному зрителю: руки старца покрыты одеянием – в знак величайшего благоговения: он не смеет напрямую прикоснуться к Спасителю. Так же будут закрыты руки Евы, протягивающей руки ко Христу на иконе Его Сошествия во ад, являющейся наиболее каноничным образом Воскресения.

Эмальерное искусство на Руси начало развиваться с ее Крещением, но было утеряно. Возрождение его началось столетия спустя. Эмалями украшали нимбы, оклады икон. Эта стилистика достигла расцвета в эпоху русского модерна – в начале ХХ века. Известные ювелиры, такие как Хлебников, Овчинников создавали роскошные оклады, украшенные многоцветными эмалями.

Собственно эмалевые иконы стали распространяться в России с развитием финифти – расписной эмали. Эта техника существенно отличается от византийской: финифтяные иконы пишутся на металлической пластине особыми стекловидными красками. Это дает художнику большую свободу и позволяет прописывать самые тонкие детали. Сложность состоит в том, что, поскольку каждый слой эмалевой живописи подвергается обжигу, в случае ошибки работу приходится начинать заново. Это требует от эмальера особого искусства.

С открытием в Ростове Великом мастерских при архиерейском доме в XVIII веке, там стали создавать эмалевые иконы и церковную утварь. Панагии – нагрудные иконы, атрибут архиерейского чина – стали все чаще изготавливать именно в технике эмали. А поскольку на них обычно изображается образ Богоматери, иконография Пречистой стала все более укореняться в эмальерном искусстве. По всей России расходились и небольшие нательные эмалевые иконки, предназначенные для мирян. Многие из них были совсем простыми, но и они несли в себе обаяние древнего эмальерного искусства.

Сегодня искусство создания эмалевых икон переживает новый расцвет. Мастера фабрики «Ростовская финифть» работают, сочетая технологии, родившиеся в разные столетия. Помимо миниатюрных образков и панагий, а также дробниц для митр, мастера изготавливают иконы, которые украсят домашний святой угол или даже храм. Многосложные оклады украшаются горячей перегородчатой эмалью, сканью, каменьями. Сами иконы, написанные в технике расписной эмали, не уступают по тонкости и выразительности лучшим образцам темперной живописи. Рассматривая их, не устаешь удивляться богатству возможностей, доступных эмальеру. Как различно может быть восприятие одной и той же иконы в разных окладах! Вот Казанская Богоматерь в окладе, украшенном мелким узорочьем травного орнамента в голубых тонах – нарядный и радостный образ. А это – та же икона в ажурной ризе из серебряной скани, сплетенного из драгоценных проволочек кружева. Матерь Божия как бы взирает на нас из-за облаков. И наконец, еще одна работа, где лик Пречистой приближен и словно выступает из иконы – окна Горнего мира, и красота оклада отступает на второй план, становясь фоном для проникновенного взора Богоматери.

 

Наталия Зубкова

 

Фабрика «Ростовская финифть» +7 (48536) 7-59-10, +7 (48536) 7-73-73 td@podarok-finift.ru finift-nhp.ru