Самобытная архитектура русских храмов формировалась столетиями на стыке православной традиции, гения отечественных зодчих и непростых климатических условий нашей страны. Это вполне соответствует принципу, высказанному еще античным архитектором Витрувием: что зодчество должно строиться из соображений «прочности, пользы и красоты». Рассмотрим некоторые закономерности этого процесса на примере удивительного памятника русской архитектуры – храма Василия Блаженного, которому в этом году исполняется 460 лет.
Войдя в старинный русский храм жарким летним днем, вы почувствуете прохладу. И, напротив, в мороз церковные помещения будут относительно теплыми – особенно если храм возводился как зимний, то есть в нем планировалось служить в холодное время года. Таков и собор Василия Блаженного. Его микроклимат достигается благодаря толстым стенам, совсем небольшим окнам и высокому подклету (цокольному этажу), на который было поднято здание. Кстати, подклет – явление типично русское, появившееся в XIV столетии. В Византии его не было. Еще одна характерная деталь: прежде, чем попасть собственно в богослужебное помещение, Вы оказываетесь на крыльце, а затем в притворе-галерее. Эти своеобразные буферные зоны, отделяющие основную часть храма от внешней среды, также способствуют постоянству температуры и влажности, защищают от попадания внутрь дождя, снега, уличной грязи.
Символика здания собора и его частей
Храм Василия Блаженного (собор Покрова на рву) задумывался как уникальный с духовно-символической точки зрения комплекс. Иоанн Грозный возводил его как образ Горнего Иерусалима, Небесного Царствия, в котором «обители многи суть» – отсюда беспрецедентное для отечественной архитектуры число приделов. При возведении их было десять, позднее обустраивались новые, так что в XVIII веке комплекс собора включал себя 18 малых церквей в едином здании. Все изначальные приделы установлены на общем подклете. При этом каждый придел представляет собой особое помещение, изолированное от остальных. В этом прочитывается духовная аналогия: ко спасению ведет множество путей, которыми шли преподобные, праведные, святители, мученики и др., но все они основаны на едином фундаменте истинной веры и исполнения Заповедей.
Другое осмысление архитектуры собора связано с конкретными событиями русской истории. Приделы – малые церкви внутри общего здания – посвящены угодникам Божиим, в дни памяти которых произошли основные события победоносного Казанского похода Иоанна IV, в благодарность за успешное завершение которого и был возведен храм, освященный в 1651 году. Отсюда в соборе Василия Блаженного церкви, освященные в честь столь редко упоминаемых в церковном искусстве нашей страны святых, как три Патриарха: святители Александр, Иоанн и Павел Новый, а также святой Григорий, Просветитель Великой Армении.
Наконец, в единстве приделов собора, каждый из которых представляет собой полноценную небольшую церковь, видится указание на единство Русского Царства, вобравшего в себя множество самостоятельных прежде княжеств – вспомним, что именно при Иоанне IV завершилось его формирование. Именно этот государь впервые короновался как Царь Всея Руси.
Архитектурное воплощение замысла
Сложнейшая композиция храма потребовала от его проектировщиков и строителей – легендарных Бармы и Постника – величайшего профессионализма. Собор Василия Блаженного является одним из лучших образцов строительного искусства XVI столетия. Помимо красоты и необычной, но глубоко продуманной гармонии разнородных частей, составляющий единое целое, в нем на высочайшем для своего времени уровне решены вопросы вентиляции, теплоизоляции, акустики.
Массивное здание собора стоит на склоне, ведущем к берегу Москвы реки. Почва в этом месте песчаная, не способствующая закладке глубоких фундаментов. Решением проблемы стал подклет, а также ассиметричная форма строения, не имеющего главного фасада. Фундамент и цоколь храма сделаны из белого камня, основная часть здания сложена из кирпича. Белый известняк основания, помимо прочего, выполняет функцию гидроизоляции: он впитывает влагу в сырое время года и просыхает, когда погода становится более благоприятной. Испаряющаяся влага удаляется благодаря продуманной системе вентиляционных продухов, которые соединяют помещения между собой и обеспечивают естественное проветривание, необходимое не только для комфортного дыхания, но и для сохранности здания. Свидетельство эффективности их работы – высокая сохранность изначальных конструкций здания, которую отмечают ученые. Толщина стен подклета достигает трех метров. Его коробовый свод не опирается на столпы – решение, уникальное для XVI века. Плоское кирпичное перекрытие в западной части собора укреплено металлическими скрепами, соединяющими кирпичи по два. Декоративные элементы – например, ряды кокошников, охватывающие барабаны главок, придают зданию дополнительную прочность. Акустику в храме усиливают голосники – встроенные в стены глиняные кувшины. Сложно представить, как древнерусские зодчие рассчитывали работу инженерных систем здания: вентиляции, акустики, – не пользуясь расчетами и чертежами. Между тем, ученые утверждают, что таковых не было: зодчие создавали лишь рабочий макет храма.
Вырастающие из единого подклета малые церкви, входящие в комплекс собора, объединены общей невысокой сводчатой галереей. Проходя по ней, вы можете войти в каждый из придельных храмов. Галерея позволяет поддержать общий воздухообмен и микроклимат, причем ее небольшая высота способствует защите помещений от погодных условий – в первую очередь, влаги и холода, проникающих с улицы. Компактность каждой отдельно взятой церкви собора способствует сохранению тепла, а масштабность здания в целом позволяет выразить идеи величия Православной веры и Святой Руси, заложенные в его замысле венценосным заказчиком.
Каких же технических характеристик удалось достичь возводившим собор Покрова на рву зодчим? – Храм имеет высокую тепло- и влагоустойчивость. При температуре воздуха на улице +5 °С в начале осени температура в его помещениях составляет около +20 °С, а в ноябре даже при отрицательных наружных температурах не опускается ниже 17—19 °С. Среднесуточные колебания температуры не превышают 2—3 °С. Интервал изменений относительной влажности воздуха составляет 40—80 %. Относительная влажность воздуха внутри собора с начала октября ниже, чем на улице, и не превышает 70 %. Ее среднесуточные колебания составляют 10—15 %. Эти данные были получены при исследовании, осуществленном в 2001 году.
На протяжении своей истории здание собора Василия Блаженного достраивалось и приобретало новые элементы. Так, знаменитые многоцветные фигурные главки, ставшие его визитной карточкой, при Иоанне Грозном отсутствовали. Они появились позднее, попечением сына строителя собора, царя Феодора Иоанновича. В 1588 году к храму пристроили придел Василия Блаженного. Его обустроили на уровне подклета, над могилой московского юродивого, причем в помещение ведет отдельный вход с улицы. А в 1672 году к храму пристроили небольшой придел в честь еще одного московского юродивого – блаженного Иоанна Большой Колпак, который также был погребен здесь. Галереи-гульбища, охватывающие собор, изначально были деревянными. В кирпиче их отстроили лишь в 1680 году, что, безусловно, способствовало укреплению здания в целом. Тогда же к собору была пристроена шатровая колокольня.
Алина Сергейчук