Пасхальный подарок – это не только случай сделать приятно значимому для вас человеку. Принесение дара – действие символическое. Оно может выражать любовь, уважение, а в случае с подарком к церковному празднику – говорить о вере.
Работы Фаберже – вехи русской истории
Знаменитый Фаберже прославился в значительной мере благодаря драгоценным сувенирным яйцам, которые он делал по заказам императоров Александра III и Николая II. Давно перешли в иной мир дарители и одариваемые, а созданные для них произведения искусства вошли в сокровищницу русской и мировой культуры. То, что вещи такой ценности имеют не только личное и семейное, но и национальное, государственное значение, не могло быть секретом уже во времена их изготовления. Может быть, поэтому многие из яиц несут в себе довольно неожиданную «начинку»: их «сюрпризы» соотносятся не столько с частной, сколько с государственной жизнью. Яркий пример этого – пасхальное яйцо «Транссибирская магистраль», скрывающее внутри себя миниатюрную железную дорогу с паровозом и вагонами – вспомним, что в начале XX столетия строительство железных дорог было серьезным шагом прогресса. Это яйцо было изготовлено к Пасхе 1900 года. Крошечный паровоз из золота и платины, скрытый внутри него, можно достать и завести золотым ключом. Он едет, увлекая за собой пять вагонов, на каждом из которых выгравирована одна из надписей: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Да, да, в миниатюрном поезде был даже свой походный храм – вероятно, таковые предполагалось устраивать и в настоящих железнодорожных составах! Лицевую сторону яйца украшает карта Российской империи и надпись: «Великий железный путь к 1900 году». Крышка его декорирована эмалевым орнаментом со стилизованными листьями аканта. Композиция опирается на фигуры стоящих на задних лапах грифонов, а венчает ее скульптурное изображение Двуглавого орла.
На Пасху 1908 года Государь Николай II поднес Императрице Александре Феодоровне яйцо, внутри которого скрывалась миниатюрная модель столь любимого Государыней Царскосельского Александровского дворца. Тонкость работы была такова, что у выполненного из золота и серебра здания были даже окна – их изготовили из горного хрусталя, а кровлю покрыли зеленой эмалью. Нефритовый корпус яйца украсили написанные акварелью портреты детей Царской четы.
Пасхальные торжества 1915 года омрачила Первая Мировая война. Памятью об этом стали два драгоценных яйца, покрытые белой эмалью и украшенные изображением красного креста. Первое из них Государь заказал в подарок своей матери, императрице Марии Феодоровне. Внутри яйца скрывались портреты Государыни Александры Феодоровны, царевен Ольги и Татьяны, а также сестер Императора великих княжон Ольги Александровны и Марии Павловны в одеждах сестер милосердия. Супруге Царь поднес яйцо, подобное по облику первому, но имевшее внутри портреты цесаревен Ольги и Татианы, а также иконы их святых покровительниц и образ Воскресения Христова. Поистине историческое свидетельство о том, чем жила Царская семья в годину испытаний, постигших Россию.
Ростовская финифть. Продолжение и развитие традиции
Традиция драгоценных пасхальных яиц, начатая Фаберже и его венценосными заказчиками, распространилась по России, даже невзирая на наступившее после революции 1917 года в нашей стране государственное безбожие и борьбу с роскошью. Воплощение в жизнь гениальной идеи, знаковой для эпохи Русского модерна, продолжают многие ювелиры и мастерские. Кто-то пытается копировать исторические артефакты – путь отнюдь не бесспорный. Пожалуй, наиболее удачным можно назвать создание драгоценных пасхальных яиц в технике финифти – расписной эмали. Эта техника позволяет создавать миниатюры, по тонкости не уступающие темперной живописи, но несущие на себе все обаяние драгоценного искусства. Лидер эмальерной отрасли, официальный продолжатель народного промысла финифти фабрика «Ростовская финифть» создает пасхальные яйца, которые станут великолепным подарком как для мирянина, так и для священника или архиерея. Серебряное настольное яйцо с образом Воскресения Христова украшено ажурным орнаментом скани – витой серебряной проволоки. Открыв его, вы, в лучших традициях Фаберже, обнаружите внутри «сюрприз»: еще одну икону Воскресения. Другое яйцо, раскрываясь, превращается в триптих: Воскресший Спаситель и предстоящие ему в благоговейном восхищении Ангелы. В коллекции «Ростовской финифти» представлены и пасхальные яйца, хранящие внутри иконы Пресвятой Богородицы, а также множество других вариантов этого поистине знакового пасхального подарка.
Конечно, драгоценный подарок к Пасхе – это вовсе не обязательно яйцо. Мастера эпохи русского модерна – этой удивительно творческой эпохи начала ХХ века – создавали изделия, в которых соединялась тонкость ювелирного искусства, глубина православной традиции и самобытность национального духа России. Это направление продолжают и современные художники-эмальеры. Возьмите в руки изукрашенную затейливыми цветами и травами братину – творение мастеров «Ростовской финифти», напоминающее о былинных пирах князя Владимира Красно Солнышко с его легендарными богатырями. Всмотритесь в причудливые линии перегородчатой эмали, в тонкость написанного финифтью медальона – и вы поймете, что традиции русского эмальерного искусства живы и в наши дни. И конечно, не забудем о великолепных эмалевых иконах – от миниатюрных до больших, вобравших в себя все многообразие возможностей ювелирного искусства.
Наталия Зубкова