Церковное искусство Костромы и его продолжатели

Если вы окажетесь в Ипатьевском монастыре, обязательно посетите работающий при нем музей-ризницу. В нем представлены старинные облачения, евхаристические сосуды, иконы в драгоценных ризах. Чего стоят одни только вышитые покровцы – творение древнерусских мастериц!

 

В XVIII-XIX столетиях в Костроме работали мастера, создававшие церковную утварь высокого художественного уровня и ценности. Об этом свидетельствует, в частности, сребропозлащенная дарохранительница, изготовленная в 1796 году и хранящаяся в музее. Прямоугольный ларец увенчан колоннами, на которых покоится корона, напоминающая императорскую. По сторонам от колонн стоят ангелы с рипидами (опахалами), в центре же мы видим скульптурную композицию из трех фигур. Это святые Жены-Мироносицы. Дарохранительница, где почивает Тело Господне, уподобляется Гробу Спасителя. Внутри нее находится миниатюрный потир и ковчежец для Святыни, лжица и дароносица. Подобные компактные дароносицы создают и мастера наших дней на костромской фабрике ОРТОКС. Прогуливаясь по залам музея, вы можете сравнивать образцы старинной и современной церковной утвари. К примеру, серебряные потиры XVIII – XIX веков, украшенные чеканкой и резьбой по металлу, могли бы украсить богослужение и в наши дни. Священнические фелони контрастных цветов: черное шитое серебром оплечье и светло-золотистая нижняя часть, крупные серебристые с синим цветы на красном фоне – в наши дни редкость, а в былые времена они были любимы священниками. Впрочем, на производстве ОРТОКС создают не только привычные современнику, но и необычные изделия – по старинным образцам и по подобию облачений из других православных стран. В частности, из Греции, где многоцветные ризы распространены довольно широко.

Со времен первых царей Романовых Костроме уделялось особое внимание как городу, где совершилось призвание на царство государя Михаила Феодоровича, и близ которого еще ранее местный уроженец крестьянин Иван Сусанин ценой собственной жизни спас будущего царя. Русские государи умели быть благодарными: село, где жил Сусанин, было освобождено от податей.

В благодарность за прекращение Смуты было построено множество храмов в разных городах и, конечно, в Костроме. Кстати, мало кто знает, что в 1619 году на Руси прошел еще один Земский собор (после собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Романова). Его задачей был выход из кризиса, вызванного Смутой. Была принята своеобразная «программа реабилитации» русских земель, скрепленная печатями двух «Великих Государей»: молодого царя и его отца, патриарха Филарета. В правление Михаила Феодоровича Кострома стала крупным торговым и ремесленным центром, третьим по числу посадских дворов в Замосковном крае Русского государства. В значительной мере благодаря этому начало расцвета костромского церковного искусства приходится именно на XVII век. Впрочем, еще ранее развитию Костромы способствовали бояре, чьи вотчины находились в Костромских землях: Годуновы и Романовы. Михаил Феодорович Романов пожертвовал в костромские храмы множество богослужебных книг, представлявших собой в то время большую ценность, и драгоценной церковной утвари.  Но, конечно, залог расцвета костромского церковного искусства – не только и не столько в щедрости венценосных жертвователей, сколько в таланте обитателей этого северного русского края.

Мчч. Кирик и Иулитта. Икона письма Гурия Никитина

Уроженцем Костромы был знаменитый Гурий Никитин – изограф XVII столетия, чье искусство стало своеобразным «мостиком» между строгой условностью канонической древнерусской иконы и живописностью более поздних образов. Иконы и фрески Гурия Никитина стали самостоятельным явлением в церковном искусстве, в его стилистике и сегодня работают и достигают художественных высот многие мастера. Отличительными чертами этой стилистики являются тонкая проработка деталей, богатая и изысканная декоративность – и в то же время аскетизм и духовная насыщенность ликов. Артель костромских художников под руководством Гурия Никитина Кинешемцева (таково полное именование знаменитого мастера, включающее в себя название еще одного древнего города) расписала Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Стенопись отличают глубокие, ясные цвета, характерные для работ Гурия Никитина: зеленый различных оттенков, от изумрудного до бирюзы, киноварно-розовый, голубец, белый, золотистая охра.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря

Оказавшись под сводами Троицкого собора Ипатьевского монастыря, обратите внимание на иконостас. Собственно, не заметить его довольно сложно. Тончайшая пышная золотая резьба на алом фоне обрамляет выразительные и в то же время глубоко молитвенные образы святых. Этот деревянный иконостас в стиле барокко был создан в 1756-58 годах костромскими резчиками во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым.

В сокровищницу церковного искусства православной России вошли и фрески многих костромских храмов. Один из наиболее известных – храм Воскресения на Дебре, расписанный в середине XVII века. Примечательно, что храм был расписан не только внутри, но и снаружи. К сожалению, наружные росписи до наших дней не дошли – сегодня мы видим строгие кирпичные фасады, украшенные изысканными белокаменными деталями и выразительными изразцами.

Кострома являлась значимым художественным центром, искусству которого были присущи самобытные стилистические особенности и приемы. Костромские иконописцы передавали свои секреты из поколения в поколение. Их приглашали для выполнения самых значимых работ, царских заказов. Так, мастера из Костромы внесли свой вклад в роспись храмов Московского Кремля. Помимо Гурия Никитина это были Кирилл Уланов, Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы и другие. Развивалось в Костромских землях и народное направление иконописи, тесно связанное с художественной культурой крестьянства.

Был в Костроме и цех серебряников – создателей церковной утвари (в XVIII – XIX веках мастера объединялись в цеха). Среди них имелись и литейщики, и чеканщики, и создатели басмы. В частности, в 1840-е годы местными мастерами были выполнены из серебра Царские врата для Успенского собора Костромы. А в начале ХХ века в городе работала и иконостасная мастерская. Она принадлежала мещанам А. и Н. Дурляниным и выпускала продукции на 7300 рублей в год – по тем временам, деньги немалые.

Ювелиры Костромы и окрестностей стали своеобразной визитной карточкой города – впрочем, этому стоит посвятить особый материал.

На протяжении истории костромские мастера – как и мастера других русских земель – искали и находили творческие решения, радовались, создавая уникальные произведения искусства, и выживали, делая рутинную работу. Продолжали традиции отцов и заимствовали технологии у иноземных умельцев. Объединялись в цеха и создавали предприятия. Это происходит и в наши дни. Традиция продолжается на новом уровне, соединяющем современные технологии и опыт предков. Работающая в Костроме фабрика ОРТОКС производит практически все виды церковной утвари. Предприятие стяжало любовь и известность среди представителей храмов в разных концах России. В своей работе мастера продолжают традиции церковного искусства древнего и самобытного русского города, где находится предприятие. Еще бы – ведь и сегодня в Костроме можно встретить старых мастеров, перенявших секреты ремесел у продолжателей старинных традиций.

 

Алина Сергейчук