Деревянный шатровый храм – примета православной России. Возносясь к небу, он задает вертикаль и округе, и тем, кто находится внутри. Он словно стрела, указатель направления. В наши дни архитектура шатрового храма переживает свое второе рождение. И не случайно: ведь именно она позволяет сделать даже небольшую церковь из дерева величественной и самобытной. В этой статье мы затронем основные конструктивные особенности деревянного шатрового храма.
Каменные шатровые храмы на Руси возводили в XVI–XVII столетиях, пока патриарх Никон не запретил их строительство. Он повелел: храмы «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Видимо, причиной запрета было полное отсутствие аналогичной архитектуры в Греции, на которую Никон ориентировался. Впрочем, сам же он обустроил шатровый верх в соборе Ново-Иерусалимского монастыря! Непопулярные решения принимаются ввиду их целесообразности, а идеологическое обоснование подводится позднее.
Каменное шатровое зодчество возвратилось в XIX столетии, вместе с историзмом и русским модерном, обратившимся к отечественной старине. В дереве же шатровые храмы строить не переставали. Главным образом, их возводили на Русском Севере – в заповедном краю родной старины, почти не затронутой преобразованиями.
Помимо устремленности к небу, в образе шатрового храма прочитывается еще одно глубокое символическое значение. Шатер представляет собой сень над святыней, то есть выражает ее благоговейное почитание. Вспомним сени, которые устраивали (а иногда и сегодня устраивают) над престолами храмов, киотами чудотворных икон, раками с мощами святых.
Шатровые храмы могли быть достаточно разнообразны по своей конструкции и планировке. Пожалуй, наиболее самобытный вариант – церковь с несколькими шатрами. В камне, например, эта архитектура представлена до наших дней дошедшего многошатрового храма, украшающего Алексеевский монастырь – в г. Углич. Успенская церковь, получившая выразительное именование Дивной, украшена тонкими, устремленными ввысь шатрами: большим и двумя малыми, напоминающими тянущиеся ввысь изящные лебединые шеи. Деревянное зодчество также знает церкви с несколькими шатрами. Малые шатры могли окружать большой, создавая центрическую композицию. Другой вариант: возведение шатров не только над главным, но и над боковыми приделами храма и даже над его притвором. Знает церковное зодчество и деревянные храмы с двумя равновеликими шатрами. Классическим вариантом стала шатровая церковь, соседствующая или даже соединенная крытым переходом с такой же колокольней.
Архитектура шатрового деревянного храма на Руси была хорошо развита: имела множество вариантов и предполагала скрупулезную проработку деталей, решение проблем эксплуатации здания: таких как защита от влаги, акустика, отопление. Шатровый храм мог иметь форму креста, прямоугольника, четырехугольника. Сам шатер, даже установленный на четырехугольном основании, делался как четырех-, так и восьмиугольным. Конструкция большинства из шатров представляла собой череду венцов, поставленных друг на друга. Продолжая собой восьмерик, они с каждым уровнем становились все уже и уже, что позволяло возводить здания внушительной высоты.
У основания шатра устраивали широкие «полицы», по которым стекала дождевая вода. Это защищало сруб – от гниения. Кровли над трапезной частью и притвором храма также имели уклон, что помогало эвакуации воды и снега. Венчала шатер храма небольшая главка луковичной формы, обшитая деревянным лемехом. Этим же недорогим, но весьма декоративным материалом покрывали и шейку луковицы, которую, в отличие от шатра, не рубили из венцов. Как правило, она состояла из нижней и верхней обвязок, соединявшихся между собой стойками. В основании главки и ее шейки нередко тоже устраивали полицы, что придавало зданию декоративность и служило его долговечности. Завершал картину выразительный узор лемеха, которым нередко отделывали шатер. Это серебрящееся на солнце покрытие из выстоявшейся годами осины не только украшало храм, но и обеспечивало его конструкциям защиту от влаги. Впрочем, храмы, шатры которых были покрыты тесом (более длинными, нежели лемех, тонкими дощечками) также смотрелись весьма выразительно.
Внутренняя конструкция шатровой церкви также могла быть различной. Иногда шатер оставляли открытым, что создавало эффект уходящего ввысь пространства. Но, вместе с пространством, к небу улетал и теплый воздух, что существенно затрудняло эксплуатацию здания. Поэтому во многих шатровых храмах устраивали потолок. В деревянной церкви он мог быть плоским или иметь форму двускатной крыши. Иногда строителям удавалось создать из бревен некое подобие восьмигранного свода. И, конечно, жемчужиной церковного убранства стоит назвать «небо» – составленный из секторов потолок, на котором написаны образы Господа, святых, ангелов. Разница между высотой шатра и уровнем потолка храма позволяла влиять на акустику: в перекрытиях деревянных церквей нередко устраивали голосники: прорезали отверстия и вставляли в них глиняные сосуды. Задача таких голосников – поглотить гул и убрать эхо, возникающее при чтении и пении.
Богатство конструктивных решений русских шатровых храмов воплощается в жизнь и современными церковными строителями. Так, среди проектов храмов, разработанных одним из лидеров российского деревянного домо- и храмостроения фирмой «Вятский терем» представлено множество вариантов храмов с одним или несколькими шатрами различной высоты.
Алексей Янченко